Главная » Воспитание » Уязвимый, обидчивый и впечатлительный ребенок

Уязвимый, обидчивый и впечатлительный ребенок

Мы все умеем обижаться. Но обида бывает разной: адекватной реакцией на грубость, невнимательность, унижения и т.д. и неадекватной. Это извечная подозрительность, что мир тебя отвергает, не хочет с тобой дружить. Такая уязвимость становится чертой характера (тяжелого характера).

Дети начинают обижаться уже в три года. Но это пока обида в кавычках, реакция на неудачу. Она проходит быстро, она скорее — преходящая. А вот в старшем дошкольном возрасте обида уже приобретает более осознанный характер. Если ребенок погружается в нее с головой, она может осесть в душе тяжелым чувством.

Что нужно делать, чтобы обида не стала привычкой, разъедает душу, мешает жить самому и окружающим?

► Уязвимым детям трудно участвовать в спортивных соревнованиях, конкурсах и т.п.. Поэтому сначала, в период адаптации к школе, таким детям не рекомендуют участвовать в подобных мероприятиях. Конечно, всем детям важно выигрывать, и они расстраиваются от неудач. Это все нормально. Но слишком впечатлительный ребенок не справится с глубоким чувством обиды, и это сразу же станет камнем преткновения в общении со сверстниками.

В школьной жизни этой состязательности хватает. Взять хотя бы учебу в основе которой лежит принцип «критика и похвала». Разве это не формирует в наших детях принцип соперничества? «Я хочу быть лучшим, и тогда меня еще похвалят». Уязвимые дети очень падки на похвалу буквально в мелочах. Это состояние может стать болезненным. Поэтому хвалите, но по мере и справедливо!

► Важно понимать, что обида — это всего лишь вершина айсберга. И корни ее уходят в раннее детство или даже в семейное дерево. Недостаток любви или недовольство, непринятие себя самого? Упущено какие-то базовые, значимые для ребенка потребности. Уязвимость — наследственная черта характера, но это не диагноз. Самим детям что-нибудь прояснить для себя невозможно. Только с нашей легкой руки можно сдвинуть это тяжелое чувство — нашей же любовью, вниманием, слушанием и чутьем своего ребенка.

► Обсуждайте с вашим ребенком его образы, пробуйте учить анализировать ситуации. Учите его того, что внешняя оценка окружающих не так важна, как здоровая самооценка, любовь и уважение к самому себе.

► В уязвимых детей отчасти происходит демонстративное чувство обиды. «Непременно надо показать обидчику, как мне плохо, и виноват в этом он» Это уже чистой воды манипуляция. Необходимо отвлекать от него детей, давать им понять, что таким образом строятся нездоровые и фальшивые отношения между людьми.

► Переключайте внимание впечатлительного ребенка на различные сферы деятельности. Займитесь творчеством!

Ведь в творчестве всегда является сам процесс, захватывающий, и есть результат собственной деятельности. И результат этот пусть будет направлен не на то, чтобы похвалили, а чтобы самому понравилось!

Когда дошкольник, подвержен уязвимости, переступает порог школы, здесь для обид — широкое поле деятельности. Объектом № 1 становится учитель. Объектом № 2 — одноклассники. Гремучая смесь для впечатлительного ребенка — взаимоотношения в коллективе. Учитель несправедливо делает замечания, не хвалит. А вот соседа по парте еще как хвалит. И почему-то сосед по парте тоже становится «плохим». Подозрительность, зависть и недоверие всегда сопровождают уязвимых людей.

1 комментарий

  1. Нужно просто чаще разговаривать со своим ребёнком, и всё тогда будет хорошо…!)

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>