Главная » Здоровье » Трудности с речью и языком

Трудности с речью и языком

Язык является средством, жизненно необходимым для общения с себе подобными. Поэтому нет ничего удивительного в том, что расстройство или отставание в развитии речевых функций часто являются причиной стресса для ребенка и вызывают беспокойство его родителей.

Речь — это то, что мы произносим (эксплицитный язык) и понимаем (рецептивный язык). Иногда дети медленно овладевают навыками устной речи (отставание речи), а иногда правильно подбирают слова, но эти слова не по правилам складываются в предложения и поэтому не всегда правильно понимаются окружающим (расстройства речевых функций). Бывает и так, что слова произносятся правильно, однако окружающие все равно плохо понимают ребенка, то есть у него наблюдаются трудности с артикуляцией.

Отставание речи (эксплицитной)

Эйнштейн не говорил до четырех лет; однако, его вряд ли можно назвать недоразвитым. По всей видимости, у него наблюдалось ярко выраженное отставание эксплицитной речи. Часто эта проблема никак не связана с проблемами в интеллектуальном развитии. Нередко подобное свойство передается по наследству — я много раз встречал братьев и сестер, у которых развитие навыков устной речи примерно в равной мере запаздывало.

trudnosti s rechyu i yazikomОднако как специалист по проблемам развития ребенка я всегда рассматриваю другие возможные причины отставания речи: глухоту, общую умственную неполноценность или аутизм. Если у ребенка нормальный слух, он не проявляет признаков отставания общего развития и понимает то, что ему говорят, я ставлю диагноз «отставание эксплицитной речи».

Родители должны разговаривать с ребенком и слушать его ответы, также желательно обеспечить ему возможность общаться со сверстниками — скажем, отдав ребенка в хороший детский сад или ясли. Полезна также речевая терапия, хотя далеко не всегда удается найти квалифицированного специалиста или позволить себе его услупи. Однако логопед может выработать для данного ребенка программу развития речи, которую потом будут претворять в жизнь уже сами родители.

Отставание восприятий (рецептивной речи)

Диагноз «отставание восприятия» ставится, когда у ребенка постоянно возникают трудности с пониманием устной речи. Обычно отставание восприятия фиксируется параллельно с отставанием речи, а иногда — и вместе с общим отставанием развития или аутизмом. Однако некоторые дети страдают только отставанием восприятия. Обычно из-за этого у них возникают различные затруднения. Они воспринимают жизнь так, как будто живут в чужой стране и не донимают, о чем говорят окружающие. Такие дети могут улыбаться и делать вид, что они все понимают, но это не так. Если у вас возникли подозрения, что у вашего ребенка трудности с пониманием устной речи, обратитесь к педиатру или к специалисту по патологиям речи (логопеду).

Расстройства речи

Родителей часто приводит в недоумение ситуация, когда ребенок произносит много слов, однако все эти слова непонятны или не складываются в осмысленные предложения. Такие дети могут разговаривать, подобно магнитофону; или произносить «умные» фразы, которые совершенно не связаны с данной ситуацией. Нередко детям с расстройствами речевых функций трудно описать, чем они занимались днем, или поддержать диалог. На вопросы такие дети обычно отвечают невпопад. К примеру, я спрашиваю ребенка: -«Где находится твоя школа?», на что он отвечает: «Я учусь в первом классе, мою учительницу зовут Тамара Ивановна».

Некоторые дети либо постоянно повторяют то, что им говорят, либо придерживаются в разговоре одной и той же темы (так называемая персеверация). Персеверация часто (но не всегда) является симптомом аутизма. Нередко также встречаются дети, которые чередуют осмысленную речь с абракадаброй. Иногда оказывается, что ребенок прибыл из другой страны, и окружающие считают, что он говорит на смеси двух языков — скажем, английского и русского. Но если обратиться к переводчику, он ответит, что не понимает речи такого ребенка.

Расстройства речи часто передаются наследственным путем. Мне часто приходится общаться с нормальными на вид родителями, которым трудно понятным языком сообщить мне, от чего именно страдают их дети. Обычно в детстве эти люди страдали от сходных проблем, например, от неспособности четко ответить на заданный вопрос.

Трудности с артикуляцией

Некоторые дети, взрослея, продолжают произносить слова «по-детски» — то есть так, как это делает ребенок, только начинающий говорить. Такие дети «проглатывают» окончания или неправильно произносят некоторые звуки (щиётка — «селедка»). Это звучит довольно забавно и со временем обычно проходит.

Однако иногда у детей наблюдаются более серьезные проблемы с произношением слов, в результате чего их речь бывает довольно трудно разобрать. Иногда мне приходилось встречать детей, чьи мамы понимают восемьдесят процентов речи ребенка, тогда как мне самому понятно не более половины того, что говорит такой ребенок. Подобные трудности часто (но не всегда) ассоциируются с затрудненным глотанием или слюноотделением, а также с плохим владением языком (тем, что во рту). Сочетание всех этих расстройств называется оральной диспраксией. Вылечить ее не так-то просто, и она способна причинить ребенку немало неприятных минут.

Заикание

Дети в возрасте до четырех лет могут заикаться, если они взволнованы или сильно устали. Если ко времени поступления в школу заикание не прошло, следует отнестись к этой проблеме со всей серьезностью, особенно в том случае, если родители ребенка также страдают или страдали от этого расстройства речи. Если ребенок изредка запинается, в этом нет ничего страшного, однако когда заикание происходит постоянно, независимо оттого, спокоен ребенок или напряжен, следует обратиться к логопеду.

Трудности с осознанием абстрактных понятий, неявных различий, семантики и прагматики

Некоторые дети могут испытывать трудности при переходе с языка конкретных понятий на язык понятий абстрактных. К примеру, если спросить такого ребенка: Представь, что у тебя есть банка “Кока-колы”, коробочка с салфетками и батончик “Марс”. Что ты будешь пить?, он может ответить: «Воду». Ребенок не понимает всего вопроса, он лишь реагирует на слово «пить».

У ребенка, у которого отмечаются трудности с абстрактным мышлением, мысль будет двигаться по кратчайшему пути, избегая обходных путей. Такие дети очень плохо решают загадки на сообразительность, а если задать им вопрос: «Почему на заправочной станции висит табличка “Не курить”?», они ответят что-нибудь вроде: «Потому что курение опасно для здоровья».

Иногда такие дети не умеют обобщать: если спросить у ребенка «Где ты живешь?», он просто не поймет вопроса. Вопрос о месте жительства будет понят только в том случае, если его задать так, как ребенка учили, например: «Какой у тебя адрес?».

Знание семантики —то есть знание значения единиц языка — включает в себя осознание тонких различий между понятиями, и дети, у которых отмечаются трудности с семантикой и неявными различиями, обычно плохо понимают юмор, в частности, им непонятна игра слов. Часто такие дети не понимают разницу между хорошей и плохой шуткой, из-за этого они нередко становятся объектом насмешек.

Буквальное понимание ребенком смысла того или иного предложения часто приводит родителей в состояние изумления. Одна мать сказала своему сыну: «По пути домой забеги в туалет», на что ребенок с серьезным видом ответил: «Нам запрещают бегать по школе». Если ребенку, понимающему все буквально, сказать что-нибудь вроде «У тебя еще молоко на губах не обсохло», он тут же пойдет к зеркалу искать молоко.

Если у ребенка проблемы с прагматикой (то есть с пониманием знаковой системы), ему довольно трудно научиться играть в теннис. Партия в теннис подразумевает обмен подачами и другие нетривиальные действия, то есть знание каких-то правил, умение действовать по обстановке, способность улавливать интонации, понимать взгляды и «язык тела».

Дети с подобными речевыми расстройствами часто переживают стресс — либо потому, что не понимают того, что происходит вокруг, либо потому, что не могут правильно выразить свою мысль. В результате некоторые проявляют упорство в достижении своей цели. Но чаще такой ребенок уходит в себя и прекращает контакты со сверстниками, а это уже почти аутизм. Не так-то просто провести грань между речевыми расстройствами и аутизмом или «модным» синдромом Аспергера. Я являюсь специалистом в этой области, однако иногда даже мне довольно трудно поставить правильный диагноз. Что же тогда говорить о бедных родителях?!

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>