Главная » Воспитание » Своенравный, непослушный ребенок

Своенравный, непослушный ребенок

Одна из наиболее распространенных и сложных проблем, с которыми мне приходится сталкиваться,— это глубоко укоренившееся желание противоречить. В своем минимальном выражении эта проблема проявляется в нежелании ребенка идти навстречу родителям в их просьбах. В худшем же случае жизнь в семье застревает в глухом тупике, и родители чувствуют, что уже не контролируют сложившуюся ситуацию.

Вы со всей вежливостью просите: «Будь так любезен, сделай, пожалуйста, то-то и то-то».

Вам отвечают: «Попробуй заставить меня!»

Вы проводите границу, дети тут же через нее переступают и спрашивают: «Ну и что теперь?»

Родители послушных детей даже не могут себе представить, насколько серьезной может быть эта проблема. Непослушный ребенок вызывает мгновенную враждебность, которая подрывает добрые отношения в семье.

Когда мне говорят: «Моей дочери одиннадцать, и она ни в какую не желает ничего делать, о чем бы ее ни просили», я знаю, что такое поведение отнюдь не ново. Своенравность обычно зарождается приблизительно в трехлетием возрасте и со временем крепнет по мере того, как противостояние между ребенком и родителями приобретает все большие масштабы. Своего пика непослушание  достигает в подростковом возрасте, когда уже практически невозможно что-либо изменить

То, насколько сильно в ребенке желание противоречить, зависит от его характера и от того, как проявления такого желания воспринимаются окружающими. Немало детей рождается с услужливой натурой, и что бы мы ни делали, они чаще всего остаются послушными. Но большинство, детей наделено задатками к проявлению своенравия. Проблемы с этим возникают редко при условии, что такие дети получают правильное воспитание, но если родители проводят жесткую политику и проявляют враждебность к детям, из этих зерен непослушания может вырасти немало проблем.

Иногда встречаются и такие дети, в которых с рождения заложен огромный потенциал своенравия. Даже если у них будут образцовые родители, войн за хорошее поведение им избежать не удастся. Однако сильно давить на таких детей нельзя —они отвечают демонстративным неповиновением, озлобленностью и невероятным упорством. Отдельных представителей этого крайне трудного класса отличает параноидальная злоба на весь мир, виновный во всех их проблемах.

У своенравного поведения есть плохие и хорошие стороны. Плохо то, что оно сильно накаляет обстановку в семье, и мама с папой не получают особого удовольствия от того, что они родители такого ребенка. Тем не менее, хорошо то, что большая часть непослушных детей вырастает в нормальных и уживчивых взрослых. Многим из них даже будет совестно, и они будут жалеть, что так себя вели,— правда, чаще всего поводом к раскаянию послужат похороны родителей, когда ничего не исправить.

Изменить непослушного ребенка очень непросто, поэтому обольщаться в своих ожиданиях не стоит. Если за полгода вам удастся изменить его на одну пятую часть, считайте это достаточно высоким результатом.

  • С трудными детьми трех-четырех лет надо проявлять особый такт—это самый подходящий возраст для того, чтобы пресечь своеволие в зародыше. Будьте помягче к трех- четырехлетним, поощряйте их хорошие качества, не замечайте мелких недостатков и не доводите дело до конфликтов.
  • Со своенравными детьми школьного возраста спорить противопоказано — их не переспорить, зато обострение конфликта вам обеспечено.
  • Не взывайте к здравому смыслу. На непослушного ребенка это едва ли подействует.
  • Старайтесь воздерживаться от враждебных, сухих, пассивно-агрессивных и саркастических замечаний.
  • Не прибегайте к ультиматумам и жестким ограничениям — четко обозначенные пределы толкают ребенка на провокации.
  • Не загоняйте ребенка в угол, дайте ему возможность ощутить, что он имеет право выбора и может влиять на исход событий: «Делать уроки или нет — решать тебе. Но, отказавшись их делать, ты отказываешься смотреть новую серию мультфильмов. Решай сам».
  • Дайте ребенку понять, что вы не сомневаетесь в его доброй воле и в том, что он выполнит вашу просьбу.
  • Обращайтесь к нему спокойным и бесстрастным голосом, повторяйте свою просьбу на манер испорченной грампластинки.
  • Воспользуйтесь методом активного игнорирования. Внезапно уйдите в другую комнату или отправьтесь поливать в саду цветы, затем возвращайтесь и продолжайте вести свою политику.
  • Пользуйтесь фразами с «я» и «меня»: «Меня очень огорчает, когда мы злимся друг на друга».
  • Выскажите свое мнение и займитесь своими делами. Не надо стоять и ждать, когда вам ответят.
  • Не позволяйте себе упускать проявления хорошего поведения, умейте оценить его по достоинству.
  • Работайте в одной команде: «Неплохо мы с этим справились».
  • Сохраняйте спокойствие и давайте ребенку возможность выбирать: «Можешь сегодня это не делать, но тогда завтра я подниму тебя пораньше, и ты это сделаешь до того, как отправишься в школу».
  • С детьми старшего возраста можно попробовать бартер: «Смотри сам, стоит ли убирать у себя в комнате или нет А я буду решать, стоит ли мне везти тебя на тренировку или нет».
  • Лишение ребенка привилегий тоже может оказаться полезным, но это грозит ответными мерами. «Телевизор (телефон) для тебя сегодня отменяется»; «Сегодня ложишься спать на полчаса раньше»; «Ночевка друзей временно откладывается»; «Решай сам».

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>