Главная » Воспитание » Как влияет стресс на поведение ребенка

Как влияет стресс на поведение ребенка

Поведение ребенка тесно связано со стрессом и труд­ностями, с которыми он встречается в окружающей его обстановке. Ребенок может не всегда понимать, что вокруг него происходит, но он остро чувствует появле­ние в ней напряженности любого рода.

Tuta larson i rebbenokТем не менее, родители достаточно часто не видят связи между плохим поведением ребенка и проблемами в семье. Придя ко мне, они говорят: «У нас сложные от­ношения, но детям об этом ничего не известно», либо — «Моего мужа собираются сократить, но дети совершен­но не в курсе, как мы переживаем», либо — «Я лечусь от депрессии, но когда я с детьми, то стараюсь делать вид, что у меня все просто отлично», либо — «Из-за работы нам пришлось переехать из одного конца страны в дру­гой. У нас чудесный дом, очень просторный, но дети почему-то нервничают, и дедушка вот-вот умрет от рака, но от детей мы это скрываем».

У меня живет пара щенков коккер-спаниеля. Эти песики не изучали в университетах психологии, но что касается их чувств — с этим у них все в порядке. Если я собираюсь в очередной тур читать свои лекции, они неестественно себя ведут, прячутся за шторами и ста­новятся ужасно нервными. Совсем как маленькие дети: они не знают, что происходит, но они чувствуют. Не­дооценивать влияние на ребенка перемен, стрессов и душевного состояния родителей — большая ошибка.

Варианты детской реакции

У маленьких детей есть сверхчувствительные антенны, которые улавливают нарушение нормального порядка вещей и, реагируя на это, дают команду на изменение поведения. В большинстве случаев, реагируя на воз­никшую напряженность, ребенок начинает нервничать и чувствовать себя не в своей тарелке: он становится неугомонным, редко появляется дома, у него портится сон, и в школе дела идут не самым лучшим образом.

Другой вариант детской реакции на стресс — озлоб­ленность. Родители начинают обижаться друг на дру­га, и ребенок старается подстроиться под их чувства. Ребенок не знает, что происходит между папой и ма­мой, но то, что он чувствует, ему совсем не по душе. Реагируя на это, они начинают упрямиться, вредничать или огрызаться на любое мамино слово.

Усугубляется такая реакция элементарно. Родители едва сдерживают свои отрицательные эмоции; ребенок, подсознательно впитывая их, наконец, не выдержива­ет и взрывается. Родители, чьи силы подточены стрес­сом, злобно реагируют на это, и ребенок оказывается сбитым с толку уже дважды. Эта проблема часто встре­чается там- где имеют место семейные конфликты, бо­лезни, общие для всех членов семьи, финансовая не­стабильность и переезды.

Реакцией ребенка, которому еще нет шести, могут стать липучесть и отставание в развитии. Они ощуща­ют ненадежность той среды, которая их окружает, и цепляются за единственно надежный в их жизни спа­сательный круг — маму. Когда семья распадается, ребе­нок понимает, что лишился одного из родителей, и со всей решительностью старается сохранить того, кто ос­тался. Поэтому ребенок с огромным трудом расстается с мамой у ворот школы, а иногда может среди ночи прийти спать к ней в кровать.

Некоторые дети отвечают на стресс тем, что ухо­дит в себя. Такой ребенок пребывает в подавленном настроении, теряет интерес к шумным играм, и своим обычным занятиям. Чаще всего это происходит с детьми восьми лет и старше. И по­скольку они отстраняются от нас, трудно угадать, когда их нормальная реакция на стресс может пере­расти в серьезную депрессию.

Неугомонность, озлобленность, липучесть, замкну­тость — какую бы форму ни приняла их реакция, эти дети кричат во весь голос: «Не знаю, что вы там делае­те, но это очень больно!»

Что причиняет детям боль

У детей, которым еще нет восьми, самую болезненную реакцию вызывают родительские неурядицы. Вслед за этим следуют школьные неприятности, проблемы об­щения со сверстниками, успеваемость и тревоги обще­мирового характера. Мы, родители, не можем защитить наших детей от всего на свете, но если мы снимем с их плеч груз собственных проблем и связанных с ними переживаний — можно считать, полдела сделано. К со­жалению, в жизни случается и такое, чего нам не все­гда удается избежать.

Разводы

Когда мне было семь, я верил в сказки со счастливым кон­цом, но теперь понимаю, что Золушка — это лишь плод воображения сказочника. Многие современные дети жи­вут в зонах боевых действий, где нет ни пушек, ни бомб. Все дело в том, что эти войны ведутся у них дома.

Около трети современных семей распадаются, прежде чем дети успевают окончить школу. На них отрицательно влияет не сам развод, а предваряющий его стресс и та грубая буффонада, которая за ним обычно следует. Как бы я ни старался, эти семьи будут распадаться и впредь. Но единственное, о чем я прошу, это чтобы родители не забывали о детях и решали вопросы связанные с этой неизбежностью, максимально полюбовно.

Вот вам небольшая история о детях из разных семей, потерявших отцов. В первой отец оставляет семью в результате болезненного развода, после которого родители еще долгие годы питают друг к другу нена­висть и хранят старые обиды. Во второй папа гибнет и автокатастрофе. Психиатр, ознакомившись с каж­дым из двух случаев, скажет, что в первом случае пси­хика ребенка испытает гораздо более сильный удар, чем во втором. Своими умышленными действиями мы, родители, способны нанести нашим детям куда больше вреда, чем те трагические случайности, от которых никто не застрахован.

 Безработица, переезды, финансовые проблемы

С работой сегодня дела обстоят не самым лучшим об­разом, и многие семьи испытывают на себе отсутствие спроса на рабочую силу. Безработица способна серьезно повлиять на нормальный ритм жизни в семье, само­оценку каждого ее члена и заставить ребенка пережи­нать стресс.

Чтобы как-то поправить сложившуюся ситуацию, многие пары решают сняться с насиженного места и перебраться туда, где дела с работой обстоят получше. Однако люди, как и животные, не всегда воспринимают новую для себя обстановку спокойно. Хуже того, если после перемены обстановки родители не могут обрести душевный покой, дети часто не получают от них необ­ходимой поддержки и страдают еще и от этого.

Тем не менее, по своему эффекту переезды и безра­ботица не идут ни в какое сравнение с финансовыми проблемами — главным источником стресса для всех членов семьи, включая детей.

 Трудности с учебой и общением

Если бы мир был справедлив, то все дети рождались бы с одинаковыми способностями к учебе и общению. Но нет справедливости на этом свете, и не у всех детей в школе и дома дела идут гладко.

Довольно часто такие дети остро это чувствуют. Ре­бенку, испытывающему трудности с чтением, можно сказать, что у него все получается, но он знает, что это не так. Все не так уж и плохо, если ребенок просто ле­нится, однако если он старался изо всех сил, то будет болезненно переживать свои неудачи. И какими бы по­ложительными родителями мы ни были, тем детям, у которых серьезные проблемы с учебой, стресса не из­бежать, что может отразиться на их поведении.

 

Приблизительно у двух процентов детей школьного возраста отмечается синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ), доставляющий головную боль многим хорошим родителям. Такие дети несколь­ко отстают в умственном развитии и отличаются безоб­разным поведением, которое может быть в несколько раз хуже того, чего заслуживают их родители и учителя.

У некоторых из наиболее буйных моих пациентов наблюдались проблемы с речью. Когда ребенок не мо­жет понять или выразить словами то, что вокруг него происходит, его фрустрация может принять невообрази­мый масштаб. Есть такие стоики, которые в своем усер­дии начинают лезть из кожи вон, другие уходят в себя, иногда достигая границ аутизма, а некоторые злятся и объявляют войну всему миру. Нашей вины здесь нет, но именно нам приходится пить валидол.

В школе быть безбашенным экстравертом — это кру­то. Не то, что проявлять застенчивость, быть необщи­тельным, закомплексованным, неловким или таким, о которых говорят, что «он какой-то странный». Робкий ребенок испытывает постоянный стресс, неуклюжих не примут в активные игры, детям со странностями не уйти от насмешек, а иногда — даже от участи парий.

Некоторые дети, испытывающие подобные трудно­сти, идут по жизни, стиснув зубы и не жалуясь на свою судьбу, другие же проявляют свою фрустрацию в плохом поведении. Стресс заставляет детей выкидывать и школе разные трюки, а дома — срывать злость на тех, кого они любят. И хотя родители не виноваты в таком поведении, страдать приходится им.

 

Источник: Кристофер Грин

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>