Главная » Воспитание » Страхи детей от трех до пяти лет и их причины

Страхи детей от трех до пяти лет и их причины

Период от трех до пяти лет — это период появления множества детских страхов «всех цветов и размеров». Почему именно этот период?

В основном страхи были связаны с отношениями с мамой и осознанием своей отдельности от нее. Потому что в жизни ребенка были две важные координаты: «я» и «мама» (родители), «я и мама вместе» или «я и мама отдельно».

Окружающий мир был для малыша интересен, но собственных отношений с ним он не выстраивал.

В период от трех до пяти лет мироощущение ребенка меняется. Теперь в этом мире есть третий. «Я», «мама» и «еще кто-то или что-то».

«Я», «мама» и «папа».

«Я», «мама» и «другие взрослые» или «другие дети».

Ребенок выстраивает собственные отношения с другими людьми, он по разному общается с мамой и папой. Начинает дружить с детьми. Понимает, что какие-то отношения существуют у мамы с папой. Мир вокруг становится необычайно важен для малыша. Процесс познания этого мира и выстраивания новых отношений с этим миром рождает и новые причины для страхов и тревог.

Первая причина — У ребенка активно развивается мышление и фантазия.

Именно в этот период ребенок стремится объяснить все, с чем он сталкивается в этом мире (не обязательно правильно). Трехлетка сам анализирует информацию, у него есть свои гипотезы о том, почему что-то происходит так, а не иначе. Он многое решает сам. Ребенок проявляет огромный интерес к миру вокруг него, наблюдает, задает много вопросов и обнаруживает, что этот мир устроен очень сложно.

Развитие мышления способствует развитию фантазии. Сначала малыш, объясняя события реального мира, допридумывает недостающую информацию, чтобы дать свое объяснение. А потом, где-то к пяти годам, окрепшая фантазия уже создает свои воображаемые миры.

Получается, что уже не ребенок владеет фантазией, а фантазия ведет его за собой. Ребенок придумывает то, что не в силах объяснить, и это пугает его.

Именно фантазия является источником многих страхов ребенка.

Чтобы понять, как фантазия может управлять ребенком, давайте вспомним, как фантазируют взрослые. Например, взрослая женщина сидит и представляет, что с ее сыном что-то случилось. Она видит перед глазами ужасные сцены. Через некоторое время она спохватывается, говорит себе «ну я и надумала себе» и звонит сыну, чтобы удостоверится, что с ним все в порядке.

Из примера мы видим, что женщина может себя остановить, когда ее фантазия зашла слишком далеко (может прекратить фантазировать). Она может сказать сама себе, что это ее мысли, а не реальная ситуация («ну и надумала я себе»). И она делает реальное действие (звонит сыну), которое успокаивает ее.

У ребенка в три-четыре года нет механизмов, позволяющих остановить себя или переключить фантазию. Фантазия ребенка «ведет» его и иногда может завести слишком далеко. Также, в отличие от взрослого, у ребенка нет способов поддержать себя, сказав «ну я себе и надумал». Ребенок еще плохо отличает фантазию и реальность. Иногда он может путать, что он придумал, а что было на самом деле.

Вторая причина связана с тем, что ребенок испытывает самые разнообразные яркие чувства и эмоции, которыми не в силах управлять.

Это только взрослые считают детство счастливым периодом. Для ребенка же период до пяти-шести лет наиболее драматичный, полный сильных ярких чувств.

В этот период эмоциональная жизнь ребенка так же богата и разнообразна, как у взрослого человека. Малыш может ревновать, злиться и радоваться, желать совершенно конкретные вещи (не всегда реальные для приобретения). А вот способов выражения такого разнообразия страстей еще недостаточно. Не хватает и способов себя отвлечь, переключиться, одним словом, справиться со своими чувствами. Дети ориентированы на переживания «здесь и сейчас». Их эмоции и чувства захватывают их полностью, увлекают за собой. Хорошо, если это чувство радости, легкости. А если это гнев, враждебность или ревность?

Переживая эти чувства, ребенок сталкивается также с собственными разрушительными фантазиями и желаниями. Например, когда ребенок испытывает гнев, в своем представлении он может видеть весь мир разрушенным. Внешне это выглядит как разрушение игрушек, громкий крик.

Взрослые часто запрещают ребенку проявлять чувства ревности и гнева, и тогда малыш пытается подавить эти чувства. То, что не проявлено, все равно существует. И такие запрещенные чувства находят выход в страхах малыша.

Третья причина — у ребенка активно развиваются социальные отношения.

Садик, разные кружки, активное общение на площадке, рождение брата или сестры — все это обычные события в жизни трехлетнего ребенка.

Отношений у малыша уже много. А еще у трехлетки большие амбиции в общении. Он хочет, чтобы все играли, как он хочет: чтобы все его принимали и дружили с ним. Он стремится лидировать.

В то же время социальное общение требует умения быть гибким, подстраиваться, уступать. Так как этого трехлетка не умеет, он постоянно находится в состоянии легкого стресса.

Добавим к этому еще и то, что у ребенка к трем годам сильно возрастает значимость социальной роли. Ему важно быть другом, чтобы с ним считались, учитывали его интересы. Если в два года толкнули друг друга и разошлись и забыли, то в три — толкнули друг друга — и полдня переживают, что кто-то с кем-то не хочет дружить.

И многое, часто из-за темпа жизни, малыш просто не успевает психологически «переварить». Эти не-довыясненные отношения также могут служить причиной страхов.

Итак, страхи.

Есть страхи, которые в той или иной мере присутствуют у всех детей от трех до шести лет. Это такие страхи, как страх смерти (своей, родителей), страх замкнутых пространств, страх темноты, страх одиночества. Еще дети боятся всего, что может повредить целостность их тела. Это страхи насекомых, врачей, вида крови. Часто встречается страх сказочных персонажей, например Бабы-Яги, Волка и Кощея.

Давайте рассмотрим эти страхи подробнее.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>