Главная » Воспитание » Страх темноты у детей 3-6 лет

Страх темноты у детей 3-6 лет

Страх темноты связан с тем, что ребенок пока еще плохо ощущает себя в пространстве. Его представление о своем теле не так устойчиво, как у взрослого человека. Когда светло — себя видно. Так же видно игрушки, которыми играет ребенок, вещи, которые лежат то тут, то там.

Когда становится темно, сохранить связь со своим «я» становится труднее. Себя не видно. А когда засыпаешь, то себя можешь и не чувствовать. Реальный вопрос, который может сильно беспокоить малыша: «А есть ли я вообще?» И он зовет маму, слышит свой голос. Мама приходит, включает свет, берет на ручки, развеивая тем самым опасения своего карапуза.

Обычно малыш сталкивается с темнотой, когда его вечером кладут спать. Ребенок может бояться не только темноты, но и бояться заснуть. Вопрос малыша, если перевести его на взрослый язык: «Проснусь ли я?»

Другая, не менее существенная причина для страха темноты, — фантазия ребенка. В темноте все предметы меняют свои очертания. Границы предметов неясны, много темных пятен и бликов вокруг. Эта неясность и дает ребенку импульс к выдумыванию того, чего нет. Например, тень от люстры может превратиться в огромного паука.

Игрушки, которые днем ребенок наделял собственными чувствами и желаниями, начинают жить своей жизнью. Но так как чувства бывают разные, то и поведение игрушек может быть самым непредсказуемым. Ребенку может казаться, что игрушки ночью живут, как люди, а днем просто становятся на свои места.

А еще существуют те, кого не видно, потому что они прячутся. Когда замирают громкие звуки дня, становится слышно незначительные шорохи. Малышу может казаться, например, что слышно, как топают или ползают по квартире какие-то небывалые существа. И от этого ребенку становится очень страшно.

Как помочь ребенку, который боится темноты?

Один из самых простых способов помочь малышу справляться со страхом темноты — повесить в комнату ночник! При слабом освещении нет темноты, и себя видно: видно свои руки, ноги, если вытащить из-под одеяла. Видно, что происходит вокруг на самом деле.

Второй способ — это телесные прикосновения в изобилии. Дело в том, что чем больше к ребенку прикасаются, тем больше у него информации о своем теле, больше телесного знания о самом себе. И тем выше уровень ощущения: «я существую».

Особенно это важно в ситуации, когда малыш боится засыпать один. Просто необходимо, чтобы вы не просто были рядом с ребенком, а прикасались к нему. Например, можно взять малыша за руку или положить свою руку ему на спину.

Третий способ: дать «отпор врагу», используя фантазии ребенка для помощи ему. Но для этого необходимо отнестись к фантазиям малыша со всей серьезностью.

Пример из жизни

Катя, девочка трех лет, боялась темноты. Мама, которая также в детстве боялась темноты, предложила ей поставить защиту… из игрушек. Первые игрушки стояли у входа в комнату и защищали вход. Другие были поставлены на окно — защищать девочку с той стороны. Еще часть игрушек стояла по четырем сторонам кровати, а одна лежала рядом с девочкой. Через несколько дней игрушки не понадобились, девочка смогла засыпать и без них.

Поступая таким образом, родители отвечают на страх ребенка на его языке и демонстрируют малышу полное принятие его страха. При этом у ребенка появляются реальные способы помогать себе.

Страх темноты часто скрывает в себе другие проблемы. Дело в том, что возраст от трех до шести лет — это возраст развития представлений о своем поле, развития сексуальности у ребенка. Этот период сталкивает ребенка с целым рядом новых чувств и ставит перед ним новые задачи.

Девочки, например, начинают воспринимать папу как объект своей любви, а в маме видеть соперницу в борьбе за папино внимание. Мальчики стремятся завладеть безраздельным вниманием и любовью своей мамы, конкурируя с папой. Внешне все выглядит так, что ребенок стремится любой ценой «разбить» пару своих родителей. Если же ему удается препятствовать общению родителей наедине, ребенок испытывает огромное чувство вины.

Пример из жизни

Егор, мальчик четырех лет, боится темноты. Родители купили ночник в его комнату. При этом он все равно боится и просит маму побыть с ним. Мама читает ему книжки, рассказывает сказки. И так… до 1 2 ночи. Потом мальчик спокойно засыпает, а мама идет к папе. И по ее словам, сил ее хватает только на то, чтобы заснуть.

В этом примере мальчик нашел способ разбить пару. Так как, пока мама с ним, она не с папой! Вот такая скрытая форма конкуренции за мамино внимание!

В этом случае важно дать понять ребенку, что папа и мама — стабильная пара, что вы его любите и поддерживаете . Но вы любите и друг друга!

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>