Главная » Воспитание » Страх смерти и как рассказать детям об этом

Страх смерти и как рассказать детям об этом

До четырех-пяти лет дети смерти не боятся, потому что это явление выше их понимания.

В представлении годовалого малыша весь мир вращается вокруг него. Ребенок думает, что так будет всегда, что мама будет всегда, все, что он хочет, будет всегда удовлетворяться. Малыш — центр Вселенной. Такое восприятие нормально, пока ребенок не начинает накапливать и другой опыт. Мама может уйти и долго не приходить. Могут не дать конфету или машинку. Могут не понять, чего именно малыш хочет.

Хорошо, если родители постепенно дают малышу возможность принять реальность, формируя правильное отношение к запретам и ограничениям.

Что же меняется в четыре-пять лет? В этом возрасте у ребенка опыт жизни и миропонимания достаточно высок. Ребенок стремится понять взаимосвязь всех со всеми. Недаром этот период окрестили возрастом «почемучек». Очень чувствителен малыш к встречающимся противоречиям и недосказанности.

Так как в мире существует и смерть, ребенок в какой-то момент обнаруживает это. Сначала факт окончания жизни пугает ребенка и шокирует. Ведь смерть часто внезапна. Ее невозможно контролировать, управлять ей. И она необратима. Что происходит потом — неизвестно.

Кстати, не этим ли опасением можно объяснить страсть деток к повторениям, разным ритуалам, к одним и тем же блюдам, сказкам, одной и той же одежде? Получается, что то, что повторяется, предсказуемо, подвластно контролю.

Давайте вспомним, какими были причины страхов раньше (до трех-четырех лет). В основном страхи касались осознания своей отдельности от мамы или проживания нового периода, который требовал «сделать шаг назад», набраться сил.

В основе страха смерти не лежит ни одна из этих причин. Страх смерти — это новое измерение, новое понимание, страх смерти — нечто совершенно другое. Не потому ли страх смерти приносит с собой и другие страхи: страх замкнутых пространств, страх темноты, страх одиночества. Даже страхи, связанные с целостностью своего тела, основаны на страхе смерти.

Оказывается, появление страха смерти связано с пониманием ребенком категории времени.

Напомним: малыш до шести-семи месяцев плохо представляет время. Для него все существует «здесь и сейчас». К году малыш учится связывать одно событие с другим, если они следуют друг за другом. Например, купаемся вечером в ванне — будем спать. К трем годам ребенок знает о многих событиях, которые были до сегодня и будут завтра. Делает он свои предположения, основываясь на опыте повторения этих событий. Трехлетняя девочка так говорит о понятиях времени: «назад» или «далеко назад» (означает «вчера» и «много дней тому назад»), «вперед» (это «завтра»). Очевидно, что девочка точкой отсчета обозначает настоящее, и от этой точки определяет другие события.

К пяти годам у ребенка существует четкое представление о времени: ребенок открывает, что время движется в одну сторону.

Ребенок открывает неизбежность смерти!

До пяти лет часто можно услышать от деток фразы типа «мама будет маленькой» или «когда я буду малышом». В этих фразах отражено представление ребенка о том, что время может идти в ту и в обратную сторону.

Так вот, в какой-то момент ребенок понимает, что он точно будет становиться больше, станет взрослым, потом старым. Ребенок открывает неизбежность смерти!

Часто масла в огонь подливает реакция взрослых. Они и сами не знают, что сказать в ответ на вопросы о смерти. Или боятся этой темы и оставляют ребенка с его фантазиями одного.

Пример из жизни

Девочка Таня, четырех с половиной лет, спрашивает у мамы: «А когда я стану старой?» Мама отвечает: «Ты можешь и не стать старой, если этого не захочешь». «Даже когда деревья будут большими?» — уточнила Таня. Перед этим разговором они с мамой обсуждали, как из семечки может вырасти дерево. Мама говорила о том, что должно пройти очень много времени, чтобы дерево выросло.

Мама с девочкой разговаривали о времени. Девочка сказала о том, что она хорошо понимает необратимость времени («когда деревья будут большими») и спросила маму о смерти («когда я буду старой?»).

Мама не дала ей понятного ответа. Возможно, потому что испугалась этой темы сама.

Как проявляется страх смерти? Редко кто из малышей прямо говорит о том, что боится умереть. Зато вы можете услышать вопрос: «А ты умрешь? А я умру? А когда бабушка умрет, что будет?» или «Когда я стану старой?». Конечно, трудно отвечать на такие вопросы. Вот взрослые и придумывают ответы: «ты никогда не умрешь», «все станут ангелами» или вовсе запрещают говорить «такое».

Как нужно говорить об этом?

Во-первых, нужно говорить о смерти тогда, когда ребенок спрашивает или проявляет интерес. Такой интерес — основной критерий готовности говорить на эту тему. Говорить нужно так, как есть, но без подробностей. Например, девочка пяти лет, захныкав, сказала: «Я боюсь умереть». Мама ответила: «Все люди боятся умереть». После этого девочка облегченно вздохнула.

Говорить можно о том, что на свете есть жизнь, а есть смерть. Все рождается, живет и умирает. На вопрос, умрут ли родители, можно говорить, что они умрут, когда у них родятся внуки и правнуки, то есть когда они поживут долго-долго. И сам ребенок когда-то умрет, когда будет дедушкой или бабушкой, а еще лучше, прадедушкой и прабабушкой.

Иногда хорошо говорить на тему смерти с помощью сказки.

Приведем здесь пример прекрасной сказки о страхе смерти из книги Заряны и Нины Некрасовых «Сказочные возможности».

«Пришла весна, пригрело солнышко, и из земли появился росток. Сначала он был тоненький, маленький… потом потянулся он к солнышку, вытянул стебель, выбросил в стороны листики: «Ой, как хорошо на свете, красиво как!» Потом на самой вершине светло-зеленого стебелька появился бутончик, маленький и зеленый. Солнышко грело, дождик его поливал, а одуванчик рос, и бутон его тоже рос и менял,-ся. И однажды… однажды бутон раскрылся — и все увидели желтую серединку, похожую на маленькое солнышко, только чуть-чуть лохматую.

Жил да был маленький желтый одуванчик, и очень ему на свете нравилось, рос да рос. А когда совсем вырос, он поменял свой цвет.

Посмотри, как на длинном стебельке качалась его белая головка. И вся она состояла из маленьких белых пушинок, похожих на парашютики или зонтики. Они были легкие-легкие и хотели взлететь, потому что за кончик каждого парашютика держалось семечко, зернышко. Знаешь, зачем это зернышко? Из таких семян, а их в одуванчике много-много, появляются новые одуванчики.

Однажды подул ветерок на этот беленький одуванчик, и парашютики-зонтики разлетелись по свету. А куда опустились, там в землю попало семя. Из этих семян выросли… одуванчики».

Итак, страх смерти появляется у всех детей в возрасте около четырех-пяти лет. Этот страх невозможно обойти, так как его появление у ребенка связано с представлением о линейности времени. Лучшее, что может сделать взрослый в этой ситуации, сделать тему смерти открытой, говорить о ней с помощью сказок, примеров. Тогда можно значительно снизить насыщенность страха смерти у ребенка и влияние этого страха на его жизнь.

Е.Близнюк    А.Дудченко

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>