Главная » Воспитание » Страх одиночества порождает вымышленного друга

Страх одиночества порождает вымышленного друга

Этот страх проявляется в том, что ребенок боится потеряться или что его могут оставить или бросить.

В основе страха одиночества лежит целый ряд причин.

Первая причина связана с тем, что ребенок в период от трех до пяти лет почти внезапно обнаруживает своих родителей как пару. И он не является частью этой пары! Он вдруг замечает, что между мамой и папой существуют особые отношения. Он ребенок, он отдельный.

До трех лет ребенок тоже видел маму и видел папу. И он воспринимал их как своих родителей. То есть он больше замечал свои отношения с мамой и свои отношения с папой. А теперь он видит, что они (родители) — пара и у них есть что-то особенное между собой, а он (ребенок) — один. Чувство, сопровождающее такое открытие, — одиночество.

Вторая причина страха одиночества — малыш боится быть отвергнутым в общении. Мы говорили о повышенной значимости социальных отношений в жизни трех, четырехлетнего ребенка. Скорее всего, ребенок сталкивается в общении и с ситуациями, когда его инициативу поиграть не поддерживает другой ребенок. Если это происходит часто, ребенок может сделать вывод, что его отвергают, почувствовать себя одиноким.

Другая сторона ощущения отверженности касается, опять-таки, отношений с мамой и папой. К трем-четырем годам ребенок может столкнуться с разными ситуациями, в которых его проявления не принимают. Родители часто прибегают к наказанию отсутствием контакта («я с тобой не разговариваю» и менее явно — «я на тебя не буду смотреть»). Такое наказание непереносимо для ребенка и таит в себе угрозу потерять отношения, самые главные в его жизни. Страх потерять контакт со значимыми людьми — это и есть страх одиночества.

Третьей причиной страха одиночества является понимание ребенком своей зависимости от родителей. До трех лет малыш не осознает этого. В три-четыре года он знает, что от мамы и папы зависит его благополучие. Еда, безопасность, тепло, понимание — все эти важные элементы жизни ребенок не может дать себе сам. Вот он и волнуется!

Помните, мы говорили о страхе двухлетнего малыша потерять мамину любовь? Так вот, страх одиночества вытекает из этого, более раннего страха. Он наполняет жизнь ребенка грустью, тревогой и проявляется не локально, как страх замкнутых пространств, а накладывает отпечаток на все поведение малыша.

Чтобы помочь ребенку справиться со страхом одиночества, нужно дать ему устойчивое незыблемое ощущение контакта с родителями!

В случае, если у вашего малыша есть страх одиночества, вы взглядом и прикосновением, уделяя ему полное безраздельное внимание, опровергаете его страхи. Вы показываете, что он важный и значимый. Вы насыщаете малыша любовью. Вы напитываете его уверенностью.

Похоже на рецепт? Да, но это долгоиграющий рецепт, требующий вашего постоянного внимания и глубинного понимания процессов.

На помощь маме, папе и малышу снова может прийти сказка.

Домовишка Каруся

Жила-была девочка. Она жила в огромном городе,  большом доме, в просторной квартире с мамой и папой. Она была уже очень большой девочкой, ей было четыре года. Однажды, когда мама и папа сидели на кухне и о чем-то разговаривали, девочка играла со своими игрушками. И вдруг она увидела какую-то новую куклу с голубыми глазами и рыжими волосами. Каково же было удивление девочки, что эта кукла еще и двигалась! Когда девочка попыталась ее взять за руку, кукла увернулась, хихикнула и спряталась за полку с игрушками. «Ой, она живая!» — подумала девочка. «Может, ты еще и разговаривать умеешь?» — тихо спросила девочка куклу. «Конечно, умею!» — ответила кукла и чихнула. «Как же тебя зовут и как ты здесь очутилась?» — удивленно спросила девочка. «Меня зовут Каруся, и я здесь давно живу!»

Вот и познакомились. Постепенно девочка узнала многое о Карусе. Оказалось, что Каруся — девочка-домовенок, или «домовишка», как она сама себя называла. И Каруся уже давно наблюдает за девочкой и почти все о ней знает. Но домовята боятся людей (особенно взрослых, потому что взрослые в них не верят), и поэтому стараются не попадаться им на глаза. А с детьми некоторые домовята могут и подружиться.

Когда в комнату заглянул папа, он заметил, что дочка увлеченно играет со своими игрушками, но не заметил Карусю, потому что она притворилась обычной куклой.

Раньше девочке очень не нравилось играть в комнате одной. Ей было скучно, иногда грустно и очень было интересно, чем там занимаются папа и мама. Но теперь, когда появилась домовишка Каруся, девочке стало нравиться играть одной в комнате. Ведь она была там не одна. Но это секрет!

Как вы понимаете, с девочкой и с домовишкой Карусей могут приключаться разные истории. Некоторые из них вы можете брать из жизни вашего малыша.

В сказке, которую вы только что прочитали, на помощь ребенку приходит несуществующий друг. Такие друзья есть у многих детей, и родители часто спрашивают, нормально ли это. Давайте вспомним таких героев, как домовенок Кузя. Помните, в каких ситуациях он появлялся? Ну конечно, когда девочка была одна, а мама была занята. Действительно, вымышленные друзья помогают справиться с ситуациями, когда малыш нуждается в поддержке. Если в жизни вашего ребенка такой друг редкий гость, тогда переживать не стоит и о нем можно смело рассказывать сказки.
Но если вымышленный друг занимает существенное место в жизни ребенка, малыш часто о нем говорит, они много времени проводят наедине друг с другом, то это сигнал для беспокойства. Возможно, малыш часто чувствует себя одиноким и не может с этим справиться самостоятельно. Возможно, вы слишком часто (по мнению ребенка) заняты своими делами, а крошке очень не хватает вашего общения и тепла.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>