Главная » Воспитание » Синдром гиперактивности » Синдром гиперактивности — симптомы

Синдром гиперактивности — симптомы

Диагноз «синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДГВ)» подразумевает наличие целого букета проблем с учебой и поведением, причем все это никак не связано с недостатком интеллекта и плохим воспитанием. Плохие способности к учебе и плохое поведение страдающих СДВГ вызываются небольшим изменением в работе мозга, который во всех прочих отношениях является нормальным. Данное мнение связано с легким нарушением баланса химических соединений, осуществляющих передачу нервных импульсов — так называемых трансмиттеров.Синдром гиперактивности — симптомы

В основном это оказывает отрицательное воздействие на те области головного мозга, которые обычно контролируют приобретение знаний и поведение.

СДВГ страдают, по крайней мере, два процента детей школьного возраста, причем некоторые источники называют более высокую цифру — до пяти процентов. Мальчики более подвержены этому синдрому, чем девочки. Первые симптомы СДВГ обычно проявляются к трем годам, однако в дошкольные годы дети довольно редко нуждаются в лечении.

СДВГ является хроническим состоянием, и в настоящее время считается, что более шестидесяти процентов детей, страдающих от данного синдрома, по достижении зрелого возраста будут испытывать похожие проблемы. К счастью, взрослых, которым поставлен диагноз «СДВГ», не так уж трудно вылечить.

Современный взгляд на синдром гиперактивности

Когда родители описывают поведение ребенка, страдающего от СДВГ, они обычно упоминают четыре момента, но лишь два из них действительно относятся к проявлениям СДВГ—это:

  • гиперактивное импульсивное поведение;
  • плохая обучаемость, связанная с дефицитом внимания.

У большинства детей с СДВГ наблюдается сочетание «плохого» поведения и рассеянного внимания, однако некоторые испытывают только одну из этих проблем (обычно это рассеянное внимание). Таких детей можно встретить довольно часто, однако диагноз «СДВГ» ставится далеко не всегда: ведь ребенок при плохой учебе практически не нарушает дисциплину. Иногда ребенок нормально учится, однако при этом складывается впечатление, что он постоянно находится в стране своих фантазий,— это тоже является одним из проявлений СДВГ, а именно нарушенным вниманием.

Иногда эти две составные части СДВГ отягощаются третьей частью, или «параллельными патологическими состояниями». Подобные состояния не вызываются СДВГ, однако они диагностируются у половины детей, подверженных синдрому гиперактивности и дефициту  внимания. В число параллельных патологических состояний входят дислексия (неспособность к чтению), вызывающее поведение и отказ подчиняться взрослым.

Наконец, сочетание СДВГ и параллельных патологических состояний может наслаиваться на четвертую составную часть СДВГ — особенности воспитания и жизни ребенка.

СДВГ: четыре составных части

1.Гиперактивное импульсивное поведение: слабый контроль над собой

  •  импульсивность: ребенок действует и говорит, не подумав, перебивает других, выкрикивает с места, у него низкая устойчивость психики, он не способен идти на компромисс, кажется агрессивным. У ребенка слабо развиты процессы торможения, он делает любую работу спустя рукава, часто попадает в необычные и опасные ситуации, во всем проявляет непостоянство;
  •  требовательность к окружающим: ребенок не чувствует, когда стоит сменить тему, постоянно во все вмешивается, является причиной напряженной обстановки в коллективе, неспособен отступить в сторону;
  • социальная неприспособленность: плохо понимает намеки, постоянно проявляет желание стать лидером и подавлять окружающих, навязывает свое мнение другим, не способен правильно вести себя в коллективе, часто произносит неуместные замечания, нарушает личное пространство окружающих;
  •  чрезмерная активность: беспокоен, суетлив, обожает во все вмешиваться, часто жульничает,
  •  всегда желает во всем убедиться лично, слишком переполнен энергией.

2. Дефицит внимание и плохая обучаемость: проблемы с производительностью

  •  рассеянное внимание: плохо работает без прямого контроля, после отвлечения внимания с трудом концентрируется на чем-либо, обладает беспокойным умом, не способен долго удерживать внимание на предмете, перескакивает с задания на задание, обладает низким «коэффициентом полезного действия», способен чрезмерно концентрировать внимание на одном из аспектов проблемы, упуская из виду все остальные;
  • плохая кратковременная память: забывает указания и цели, не запоминает прочитанное, плохо считает в уме, не запоминает правила;
  • отсутствие внутренней дисциплины: забывает учебники, путает время, постоянно откладывает все «на завтра», не способен определять для себя приоритеты деятельности, плохо планирует свои действия, часто теряет личные вещи, с трудом «раскачивается», быстро «остывает» и редко завершает начатое.

3. Сопутствующие патологические состояния

  • Более чем у половины детей, страдающих СДВГ, диагностируются также сопутствующие патологические состояния;
  • От сорока до шестидесяти процентов таких детей демонстрируют вызывающе непокорное поведение —то есть говорят «нет» просто из принципа
  • Примерно пятьдесят процентов испытывают трудности с учебой различного характера (дислексия, задержка речевого развития, проблемы с математикой и т. п.);
  • В число прочих сопутствующих патологических состояний входят также неправильные представления о морали, нервный тик, плохая координация, трудности с планированием двигательной активности, депрессии, беспокойство, навязчивые состояния и так называемое биполярное расстройство.

4. Жизненные обстоятельства, отягощающие СДВГ

  • Предпочтительны теплая, дружелюбная обстановка в семье и корректные методы воспитания, недопустимы устойчивая враждебная обстановка в семье и частая критика ребенка родителями;
  • При работе с ребенком в школе предпочтительны мягкие методики воспитания, недопустимы нетерпимость и строгость;
  • Предпочтительна общительная стабильная семья, нежелательна нестабильная семья, не поддерживающая контактов с окружающими.

Типичные симптомы синдрома гиперактивности

Если преобладающей чертой в характере ребенка, страдающего от СДВГ, является гиперактивное импульсивное поведение, такой ребенок часто состоит в весьма неприязненных отношениях с братьями, сестрами и другими детьми. Часто такой ребенок в младенчестве ведет себя относительно спокойно, однако после того, как начал ходить, он становился все более активным и энергичным. Иногда в дошкольные годы такие дети проявляют чрезмерную неусидчивость и даже неспособны дослушать сказку до конца, или же они излишне обидчивы и проявляют агрессию по отношению к другим детям — поэтому такие дети нередко становятся причиной крупных неприятностей. Несмотря на все перечисленные обстоятельства, обычно в дошкольные годы такие дети все же относительно управляемые.

В семье гиперактивный ребенок обычно проявляет излишнюю требовательность, вторгается в личное пространство окружающих и становится причиной напряженной обстановки. Такие дети, будоражат своих братьев и сестер и никогда не идут на попятную. Многие из них легко заводятся, действуют, не подумав, перебивают других и часто провоцируют конфликтные ситуации. Кроме того, такой ребенок может быть беспокойным, неаккуратным, вести себя неэтично, забывать о том, что должен сделать, и постоянно совершает нечестные поступки. Довольно часто гиперактивные дети ненамеренно бьют различные предметы: «Она просто разлетелась на куски у меня в руках».

Когда дети играют гиперактивный ребенок нередко выпадает из команды, ибо он «тянет одеяло на себя», что обычно раздражает других, детей — такого ребенка могут, даже не приглашать на дни рождения.

В первые школьные годы родителям таких детей нередко рекомендуют обратиться к психологу или другому специалисту по воспитанию ребенка— ведь эти дети из-за рассеянности внимания, считаются неусидчивыми, а из-за их гиперактивно-импульсивного поведения, педагоги придерживаются мнения, что такие дети оказывают отрицательное воздействие на класс.

Дети с СДВГ ведут себя лучше всего когда за ними внимательно наблюдают и всегда ждут от взрослого похвалы — иначе такой ребенок не захочет завершать начатую работу. Педагогов смущает то обстоятельство, что явно не глупый ребенок постоянно отвлекается и не доводит дело до конца. Однако если школьный психолог проведет тестирование такого ребенка, тест может показать, что с концентрацией у ребенка все в порядке — ведь тестирование обычно проходит в тихом кабинете, под пристальным взглядом психолога.

Дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания могут испытывать трудности с обучаемостью, запоминанием информации ,успеваемостью.

2 комментария

  1. Гиперактивным детям очень тяжело справляться с психическими и физическими нагрузками, которые возрастают с каждым годом.

  2. У школьников в дополнение к неусидчивости, проблемам с концентрацией внимания и плохому поведению появляется головная боль, всевозможные фобии, заниженная самооценка, энурез и невозможность контролировать свои эмоции.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>