Главная » Развитие » Развиваем самостоятельность

Развиваем самостоятельность

Некоторые дети — например, дядя Федор из Простоквашино — в шесть лет уже суп сами могут сварить. А если серьезно, то самостоятельность ребенка — это его естественная потребность. Вспомните это знаменитое «Я сам» В детях очень важно поддерживать их желание овладевать чем-то новым. Не имеет значения, что это: мойка посуды или первый самостоятельный выход в свет.4430-500x300

Статус школьника предоставляет ребенку силы и уверенности: «Я уже взрослый». Но как трудно сначала поддерживать этот статус взрослости, а следовательно и самостоятельности. Чтобы без просьб, угроз и приказов родителей не приходилось чистить зубы, умываться, завтракать, садиться за уроки, гулять с собакой, убирать в комнате, принимать душ, ложиться в постель. Пусть ребенок увидит «выгоду» в самостоятельности, а не просто заслугу быть послушным, хорошим, аккуратным, умным и т.п..

Что означает «выгода»? Это, прежде всего, удовольствие! Чистая комната, убранные игрушки, собранный вовремя портфель дают дополнительное время для игры, каких-то любимых занятий. Пусть это будет выглядеть как бонус, а не как «пряник» после «кнута». Нужно приучать ребенка к порядку на рабочем месте. Уже доказано, что организация внешнего пространства организует нас внутрь. Порядок на столе — порядок в голове.

Учимся «с конца». Есть замечательный принцип обучения чему-то новому. Это может быть приготовление пищи, умение застегивать пуговицы, аккуратно вырезать ножницами, вытирать пыль и многое другое. В чем же заключается этот принцип? Например, если вы хотите научить ребенка готовить омлет, начните с сервировки стола, выкладывания со сковороды и подачи самого блюда. Затем следующий раз начните с процесса литья яичной смеси в сковороду т.п.. Удивительно, но действует! Это якобы обучения в обратном порядке. Психологи утверждают, что успешный исход дела дает детям уверенность в своих силах. Вы вместе выкладываете омлет, а ребенку кажется, что это он его приготовил. И так в любом деле. Зафиксируйте его внимание на успешном финале.

Что делать с «не хочу» и «не буду»? А если ребенок тянет, полчаса надевает один носок, не умеет самостоятельно составить или найти свои вещи… И не хочет ничего делать сам! В таких случаях где-то был недосмотр, когда инициатива подавлялась, были неудачи, попытки что-то делать самостоятельно и опять отсутствие успеха, неуверенность. Негативный опыт откладывается у нас в голове гораздо быстрее, чем положительный. Возможно, когда-то от родителей или воспитателей ребенок слышал завышенные требования к самостоятельности. Получился обратный результат.

В таких случаях специалисты рекомендуют прибегать к внешним побудительным средствам. Это означает, что не мама кричит: «Иди чистить зубы», а картинка на стене с зубной щеткой и пастой напоминает. Желательно, чтобы ребенок сам ее нарисовал и повесила на видном месте. За внешней «инструкцией» можно собирать портфель, выполнять уроки, убирать игрушки. Дети не любят приказов, они любят творческую трудовую деятельность.

Если ваш ребенок проявляет желание овладеть чем-то новым, конечно, в пределах разумного и безопасного (пропылесосить, зажарить яичницу, сходить в магазин), не надо его останавливать. «Тебе еще рано! Ты не сможешь! Дай, я сама сделаю» Как часто мы отстраняет их от дел только потому, что нам это неудобно, мы спешим. Ведь мы можем сделать все гораздо быстрее и качественнее. Как бы ваш ребенок не выполнило свою работу, непременно его похвалите!

1 комментарий

  1. Спасибо за статью! Я считаю что нужно с самого маленького возраста приучать ребёнка к самостоятельности!

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>