Главная » Воспитание » Развиваем эмпатию

Развиваем эмпатию

Общение пронизывает нашу жизнь с первого дня жизни. Оно является основой отношений в социальном мире. Общаясь, ребенок выражает себя как личность и познает мир другого человека, начинает его чувствовать без слов. Эта «телепатия» называется эмпатией.

Мы часто говорим: «А ты попробуй себя поставить на его место». Вот эта способность сопереживать, попробовать поставить себя на место другого человека, почувствовать его эмоциональное состояние называется в психологии эмпатией. Дети по природе своей эмпаты, натуры которые сочувствуют. И они искренне сочувствуют сломанной ветке или спиленному дереву, потому что у тех есть душа. Захоронение птички со всеми почестями — это не игра, а трагедия жизни. С миром растений и животных у детей гармоничные отношения. А вот с миром людей начинаются сбои и проблемы. Каждый новый человек — это отдельный мир.

Взаимоотношения часто приводят к конфликтным ситуациям, где каждый звонит в свои колокола. Запутаться легко, еще в самом начале пути. Какие правильные нравственные ориентации сделать, чтобы в будущем они стали надежной опорой для детей в мире взаимоотношений?

Начинать нужно с элементарного — с симпатии к людям. Доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым поможет детям сохранять собственный позитивный настрой. Люди бывают разные. Так, среди них и негодяи, и обманщики, и предатели. Дети уже  могут сказать об этом, опираясь на личный опыт. Однако видеть всех людей в этих красках и пропускать их только через негативные фильтры — значит, бояться отношений и, по большому счету, не доверять людям. Известно, что внешнее соответствует внутреннему. Если ребенок видит больше отрицательного в людях, то «плохие» и будут привлекаться в ее жизни.

Эмпатия может быть сопереживанием. Упал один, а другой его жалеет, потому что знает, как это больно, сам не раз падал. Отношения с теми сверстниками, которые испытывают или испытывали когда-то похожие состояния, более гармоничны. Детская дружба вырастает из чувства сопереживания. Она становится объединяющей силой. Ведь вдвоем любые неприятности легче пережить.

Эмпатия может быть сочувствием. Мы далеко не всегда можем чувствовать то же самое, что и наш собеседник. Однако эмоциональный отклик у нас возникает. Кому-то мы сочувствуем больше, кому-то — меньше. Сочувствовать массе людей проще, чем откликнуться на конкретного человека. Потому что соучастие в ее судьбе потребует большей отдачи, конкретных действий, сил и времени.

Эмпатия может быть ошибочным чувством. Ребенок может угождать Другим, быть слишком вежливым, услужлив и сочувствующим из-за неуверенности в себе, заниженной самооценки, страх быть отвергнутым сверстниками и т.п.. Это болезненное ощущение, что не имеет ничего общего с эмпатией. Только уверенный в себе, свободная личность может искренне сочувствовать и понимать состояние другого человека.

Выдающийся психотерапевт 3. Фрейд одним из первых определил понятие эмпатии. В своих трудах«Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905 г.) он писал: «Мы в первую очередь учитываем психическое состояние пациента, себя ставим в это состояние и пробуем понять его, сравнивая со своим, собственным ».

Искусственно навязать эмпатию невозможно. Можно воспитать интеллигентного ребенка, но это не значит, что из него вырастет эмпат. Некоторые ученые считают, что эмпатия — природный дар. Поэтому ее нужно развивать по возможности. А если нет этого зерна, насильно его не посеешь.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>