Главная » Воспитание » Первый учитель и его методы обучение детей

Первый учитель и его методы обучение детей

Сначала с ребенком общались в основном родители, бабушки, дедушки, дяди, тети. Затем — детсадовские воспитатели (если они были). А вот теперь — учитель. Он становится важной персоной в жизни вашего ребенка. Какой будет эта личность? Каковы ее черты характера, профессионализм, мотивация к работе в школе?

Многие родители стремятся выбирать не школу, а конкретного учителя. И правильно делают! «Сарафанная почта» быстро распространяет слухи о «замечательных и не очень» педагогах. Ведь бывает такое, что к одному педагога записываются и становятся в очередь за два-три года. А другому — и не хотят отдавать своих детей. Учитель зарабатывает себе имя в течение многих лет работы в школе. Для некоторых родителей важно профессионализм педагога, для других — мягкость, душевность, для третьих — строгость (чтобы ребенок не распускался!). Но может произойти и так, что молодой и совсем не искушенный учитель, так сказать, только что сошел с конвейера педагогического образования, станет для вашего малыша дорогим и любимым человеком во внешнем мире. Тем ценным подарком подкинет ему социум.

Ведь часто для нас социальное пространство является враждебным, в нем надо держать нос по ветру, не расслабляться. Мы попросту ему не доверяем! Этому учатся у нас наши дети.

И вот «чужой человек» становится родным. Для детского сознания это невероятно важное открытие.

Близким впоследствии становится и кто-то из одноклассников. Мир постепенно поворачивается к малышу своим хорошим и не таким уж страшным лицом. Теперь круг людей, на которых в жизни можно опереться, распространяется за пределы семьи. Получается, что первый учитель является тем волшебным проводником, который проводит вашего ребенка в другое социальное измерение.

Мы описали идеальное состояние дел, когда проводник этот — зрелая личность, осознает, зачем, почему, как и чего он будет учить детей. К сожалению, не всегда получается так хорошо. Учителя могут работать в школе по разным причинам: идти больше некуда, недалеко от дома, приличный отпуск, жажда власти и самоутверждения.

(Мы не косточки перемываем здесь учителям, а констатируем факт. Такова правда жизни.)
Скажите, а многие из нас работают на своем месте? Забота о хлебе насущном — вот что стоит на первом месте. Какой процент людей занимается тем, что определено им судьбой? Обычное призвание откладывается «на потом», а по будням — надоела работа, «каторга», «срок» длиной в рабочий день, месяц, жизнь …

Для некоторых учителей их работа тоже становится тяжелая служба или уходом от реальности. Но если родителей еще как-то можно ввести в заблуждение, то детей — нет. Их не обманешь. Если учитель утомленный жизнью, обиженный на эту саму жизнь, если у него проблемы в семейной жизни, а тут еще и администрация давит, то с каким настроением он придет к классу?

Не ищите идеального учителя для своего ребенка. Все мы люди, все мы имеем свои недостатки. Если учитель иногда нервничает, сердится, грустит, бывает иногда не в настроении, но при этом любит ваших детей, принимает их в разных ипостасях, вам несказанно повезло!

Хорошо, если внутренние переживания и недовольство учителя останутся в его пространстве и не будет делать проекции на своих воспитанников. Ведь каждому из нас знаком механизм — оторваться на ком-то в случае, если мы не можем справиться с собственными проблемами. Мы переводим вину на тех, кто нас окружает.

А дети — это прекрасная мишень, они пока не усвоили наших же механизмов защиты.

Профессия учителя считается одной из самых сложных, стрессовых. Они — практически летчики-испытатели. Это вам не шутка — удерживать внимание двадцати-тридцати юных голов. Успевать излагать учебный материал, еще и индивидуально уделять внимание каждому ребенку!
Ведь они так ждут на это внимание, в качестве  успехов, так и в неудачах. Многие психологи отмечают, что учителя младших  классов отчасти выполняют материнскую роль. Поэтому дети к ним так тянутся. Бывает и так, что учитель слишком натягивает на себя функцию материнства. Некоторые учителя «растворяются» в своих воспитанниках . Работа становится единственным смыслом их жизни. Это тоже не совсем правильно. Ведь учитель должен быть целостной, гармоничной личностью во всех сферах жизни: и в работе, и в семье, и в увлечениях.

Методы обучения детей.

У педагогов, впрочем, как и у родителей, складываются различные методы обучения и общения с детьми. Отчасти они перерастают в структуру, руководство к действию. В большей степени это, конечно, зависит от личности взрослого. А могут и поддерживаться традиции семьи, школы, а также и всего государства.

Вспомним советскую школу, отличавшуюся авторитарным методом  руководства. В авторитарного учителя дисциплина в классе железная! Здесь все будет так, как «я сказал!». Все решения принимает учитель, не оставляя детям право выбора. Дети, которые ориентируются на такого учителя, будут «любимчиками».   Те, которые с чем-то не согласны, — бунтарями! Минус такого метода обучения состоит в том, что отчасти дети от чувства страха учатся и ведут себя хорошо. В коллективе с таким педагогом состоят нездоровые отношения, ученики ссорятся, организовывают группировки.

При демократическом  методе обучения детям даются ненавязчивые подсказки, наводящие вопросы, незначительные инструкции выполнения тех или иных задач. Девиз этого метода обучения примерно такой: «Вы учитесь, а мы вам поможем!» У детей есть возможность принятия собственного решения. Этот стиль считается наиболее гуманным. Кроме того, дети учатся брать на себя ответственность, они более самостоятельны и не боятся жизненных трудностей.

При анархическом методе обучения детям предоставляется свобода, от которой кружится голова. Взрослые предпочитают оставаться в стороне: «А, делайте что хотите» Но жизнь показывает, что, несмотря на эту свободу, дети вырастают неуверенными людьми. Почему? Потому что в сложных ситуациях им всегда нужна поддержка и помощь. Этот стиль можно назвать пустим все на самотек. Случается, что воспитатели закрывают глаза на важные вещи, которые нельзя пропускать в детском коллективе: агрессию, унижение других, насмешки и подобные асоциальные поступки.

У одного педагога могут сочетаться несколько стилей руководства. Это, так сказать, его педагогический почерк. Но преобладает все-таки какой-то один. В зависимости от обстоятельств,  например, учитель-демократ может применить авторитарные методы (табу и запреты), если это необходимо. Но иногда он же может отпустить ситуацию на волю.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>