Главная » Детские вопросы » Отвечаем на вопросы детей

Отвечаем на вопросы детей

Отвечать на вопросы детей, это целое искусство . Замечательно, если родителей радует детская любознательность и на эти вопросы ответы они находят во время. Но может быть и так, что нестандартные детские вопросы вас раздражают , которые возникают неожиданно и не вовремя, вызывают у взрослых чувство растерянности и утомляют.

Запаситесь чувством юмора терпением, и пониманием . Наконец, заведите тетрадку, там вы будете записывать «перлы» вашего ребенка. Пройдут годы, и вы вместе посмеетесь и поностальгуете над ними.

Как реагируют взрослые на вопросы детей? Вот что Одна мамаша в Интернете спросила психолога:

«Моему сыну 5 лет, и в последнее время он постоянно ставит одни и те же бессмысленные глупые, вопросы. Например, почему правая рука называется правой, а не левой и т.д.. Вся наша семья уже устала от его повышенной любознательности. Посоветуйте, как поступить, ведь и игнорировать вопросы вредно для развития ребенка ».

В самом вопросе уже содержится отношение мамы, и всей семьи, к детской любознательности. Мне кажется что, такая мамаша отобьет у своего сына желание задавать вопросы.

Ко всему этому , психологи занимались изучением родительской реакции на вопросы детей, и оказалось, что взрослый родитель реагирует на вопрос заданый ребенком, исходя из своего опыта, определенных знаний, и особенностей своего поведения. Ученые выделили десять типичных родительских реакций.

Реакция первая. Взрослый очень удивляется детском вопросу: «А почему это тебя удивляет?» «А какого же еще цвета должна быть наша кровь, если не красного?» «Странно, что такое тебе пришло в голову». Но ребенок так и спросил вас об этом, поскольку ему самому что-то непонятно и странно.

Реакция вторая. В ответ на детский вопрос «Сколько звезд на небе?», Взрослый отвечает «Много». Этот ответ не несет в себе никакой информации, взрослый как бы дает ребенку понять, что его вопрос глупый и примитивный. Из этой же серии взрослые ответы «от верблюда» и «по началу».

Реакция третья. Иногда взрослые ссылаются на какую-то регулярность, периодичность событий: «За зимой наступает весна, потому что так всегда бывает», «Листья опадают, потому что так бывает », «Ласточки летят в теплые края, потому что они так делают каждую осень». Вроде бы здесь уже чуть больше информации, но все же ребенок не получает ответа на свой вопрос.

Реакция четвертая. Ненамного серьезнее звучит ответ: «Муха способна сидеть на потолке, потому что она так устроена». Философски, но без объяснений: как же «так» устроена эта муха? Чем ее строение отличается, например, от человеческого?

Реакция пятая. Иногда взрослые сопровождают свой ответ ссылкой на какой-нибудь закон или правило: «Предметы падают на пол соответствии с законом всемирного тяготения», «Рыбы могут находиться под водой-благодаря  своему анатомическому строению». Но взрослые забывают о том, что ребенку ничего неизвестно про закон всемирного тяготения и строение рыбы.

Реакция шестая. Некоторые мамы и папы пытаются дать «детский ответ» на детский вопрос. Ребенок спрашивает: «Кто сильнее — кит или слон?», — А ему отвечают: «А кто сильнее — бегемот или носорог?». «Почему идет дождь?» — «Потому что ему так захотелось». Такие ответы не помогут ребенку понять суть вещей, а только заведут ее в тупик.

Реакция седьмая. Взрослые любят использовать в своих объяснениях принцип аналогии: например, если рассказывать о том, как дерево весной оживает, распускается, а осенью с него опадают листья, можно легко перейти к объяснению цикличности времен года и провести небольшой урок естествознания. Такой подход будет понятен детям.

Реакция восьмая. Ребенку будет понятно объяснения «от общего к частному». Например, «Листья опадают с деревьев,  оно живет. А все живое рано или поздно умирает». Ребенок начинает понимать, что природа — это часть живого мира.

Реакция девятая. Разумеется ребенку нужно объяснения причины явления: «Наш организм нуждается в восстановлении сил и отдыхе, и поэтому нам нужно спать». Такой ответ объясняет уже гораздо больше, показывает взаимосвязь причины и следствия.

Реакция десятое. «Дождь идет для того, чтобы могли расти растения, пополнялись запасы воды на Земле» — целесообразно объяснения круговорота воды в природе. Взрослый направляет мышление ребенка и на цикличности природных явлений, и на будущее.

Итак, если вы хотите, чтобы ребенок рос активным, любознательным, стремился к  познания нового, перечитайте еще раз десять типов ответов на вопросы детей. И когда ваш ребенок придет к вам со своим новым «почему», отвечайте так, чтобы его интерес не угас.

Если чадо пришло со своим вопросом именно к вам, то нужно радоваться, а не отчаиваться. Именно своими бесконечными «почему» ребенок демонстрирует вам свое доверие и любовь. А это обязательно нужно оценить должным образом.

не говорите ребенку никогда: «Я тебе потом расскажу».

Ребенку интересно ответ услышать именно сейчас, поскольку его что-то удивило или является для него непонятным. Возможно, через полчаса он никогда не вспомнит, о чем спрашивал. Поэтому не нужно ленится, не говорите ребенку, что вы на даный момент заняты и что «завтра вы обязательно расскажете то что его интересует». В результате вы только сведете на нет желание ребенка познавать что-нибудь новое.

Взгляните на мир детскими глазами.

Ведь ему еще не известна химия, физика и другие науки. И знаний о том что его окружает у него пока совсем не много. Поэтому объяснять нужно «на пальцах» и на живых примерах. Чем проще объяснените тем лучше. Однако не переусердствуйте, отвечая на вопросы очень простым языком. Есть процессы некоторые явления которые нельзя объяснять примитивно и слишком просто.

Старайтесь обращаться к разным энциклопедиям, справочникам и ищите в Интернете.

Я думаю многим родителям не хочется выглядеть в глазах ребенка туповатым или не слишком умными. А как же родительский авторитет который не хочется потерять? «Но никто не может знать все. Нет ничего страшного в том, что отец на вопрос не может ответить . «Давай будем искать ответ в энциклопедии», — предлагает отец ребенку, и целый вечер они с большим удовольствием будут перечитывать какой-либо раздел, а потом еще будут ставить опыты: как это все работает? Ваш авторитет как родителя вовсе не пострадает, а ребенок будет учится самостоятельно находить ответы на свои вопросы.

Обратитесь к специалисту.

Допустим, у Вашего ребенка возник вопрос из области химии. А вы в этом предмете не очень разбираетесь. (3ато ваша мама всю жизнь проработала химиком, или знакомый возглавляет химическую лабораторию. Отлично! «А давай Звоним бабушке и узнаем у нее, ведь она хороший специалист!» — Говорите вы малышу. Вопросы можно задавать врачам, телевизионным мастерам, продавцам , в любым профессионалам в своего дела ..

Не «читайте» лекций.

Не нужно объяснять все слишком сложно и «высокомерно». В меру короткое, правильное объяснение запомнится малышу надолго и заставит его задуматься.

Старайтесь сопровождать объяснения экспериментом или иллюстрацией.

Наши дети гораздо лучше понимают объяснения, если им нарисовать «как это работает». Детский мозг лучше воспринимает образы зрительные, на слух информация усваивается сложнее. Поэтому даже если вы не очень хорошо рисуете, попробуйте изобразить в виде простой схемы то, о чем рассказываете.

Не отвечайте односложно.

Итак, дети — существа образные. А для того, чтобы нарисовать в голове картинку, одного-двух слов явно недостаточно. Кроме того, ребенок сразу почувствует, что вам с ним не интересно и вы не настроены с ним общаться.

Не нужно унижать ребенка.

Не говорите ребенку что он еще маленький, и ему сложно понять или «Как можна этого не знать? Если у малыша возникнит чувство неловкости, ставя вам вопрос, то уже вскоре он перестанет это делать вообще. Маленькому почемучке позволительно не знать чего-то или не уметь чего-то делать, и я не вижу ничего смешного или ужасного.

Ответьте серьезно, немножко с юмором.

1 комментарий

  1. Это всё хорошо и чудесно, если вопросы, на которые можно ответить. Но часто вопросы бывают действительно раздражающие, нелогичные, ответа на которые нет в книжках и энциклопедиях. И я понимаю эту маму, которую вы тут заклеймили позором. «Почему у буквы т шесть углов?» «Почему кошка не побоится свинью» » почему на девочке зелёный бант?» Расскажите мне,где искать ответы на такие вопросы?) Когда это разово, то бывает смешно, но это же 24 часа в сутки, 100 вопросов в минуту.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>