Главная » Воспитание » Методы воздействия » Обучение социальным навыкам

Обучение социальным навыкам

В начале восьмидесятых годов XX века широкое распространение на Западе получили так называемые «программы обучения социальным навыкам» — тогда они казались панацеей, позволяющей помочь всем стеснительным и необщительным детям, а также детям, страдающих СДВГ. К сожалению, последующие исследования не подтвердили оптимистичных прогнозов. Далеко не всегда внедрение этих программ приводило к устойчивому положительному эффекту.soc-naviki

Обучение социальным навыкам отнюдь не является простой задачей, кроме того, действенность подобных методик нередко подвергается сомнениям, однако, в любом случае, это шаг в правильном направлении. Я лично наблюдал за реализацией таких программ. Дети быстро овладевали навыками правильного общения и учились оценивать последствия своих поступков.

Дома можно попробовать внедрить более простые методы, например:

  •  опробовать ролевые игры;
  •  обучить ребенка основам искусства общения;
  • научить ребенка вступать в беседу;
  • показать ему, как следует пользоваться социальными подсказками;
  • научить ребенка правильно заканчивать разговор;
  • показать ему, как следует вступать в игру;
  • показать ребенку, как приглашать к себе друзей;
  • обучить его искусству легко переносить неудачи;
  • научить ребенка говорить на тему, представляющую интерес для собеседника.

Играйте в ролевые Игры

Ролевые игры весьма полезны, однако они составляют лишь небольшую часть арсенала ребенка, умеющего правильно общаться. Такие игры позволяют нам разбирать распространенные ситуации и различные варианты поведения в них. В ходе ролевой игры ребенок пробует применять разнообразные подходы к людям, не боясь при этом задеть их чувства.

Изучайте основы искусства общения

Детям нет необходимости до боли сжимать руку собеседника и уметь вызывать его полное доверие, то есть применять стандартные трюки из арсенала продавца автомобилей. Но ребенок должен уметь правильно приветствовать окружающих и реагировать на их слова. Детей не так уж сложно обучить основам искусства общения, к примеру, открытый взгляд и дружелюбная улыбка показывают, что ребенок не против поговорить с вами. Сутулая поза дает основания предположить, что к вам не проявляют никакого интереса, тогда как человек, слегка подавшийся вперед, напротив, демонстрирует интерес к собеседнику. Если контакт налаживается, об этом свидетельствуют кивки и одобрительные телодвижения. Стоя на расстоянии от собеседника, вы демонстрируете недоверие к нему, но, приближаясь к человеку вплотную, вы вторгаетесь в его личное пространство.

Учитесь правильно вступать в разговор

Даже сейчас я чувствую некую неловкость, входя в комнату, полную незнакомых мне людей. Чтобы без проблем вписаться в разговор, примените одну из трех лично опробованных мной методик:

  1. Я задаю невинный вопрос — «Вы бывали здесь раньше?».
  2. Я делаю невинное замечание, например, о погоде: «Сейчас стоит такая жара!».
  3. Я касаюсь вопроса, представляющего обоюдный интерес: «А каково ваше мнение по этому поводу?».

Детей также можно научить вступать в беседу, легче всего сделать это с помощью простого вопроса: «А во что вы играете?», «Ты живешь где-то поблизости?». Можно также коснуться темы погоды: «Ну и ветер сегодня!» или заговорить о том, что интересно всем: «Терпеть не могу математику!», «А ты слышал, что Миша вчера сказал физкультурнику?», «Смотрела последнюю серию «Беверли-Хилз»?

Подобные общие темы могут оставить собеседника равнодушным, однако помните, что это всего лишь первая фраза. Далее можно перейти к более содержательной и интересной теме.

Учитесь улавливать эмоции собеседника

Вернувшись вечером домой, разумный отец семейства всегда оценивает ситуацию. Предположим, он хочет сообщить жене что-то важное. Но если он видит усталые глаза и напряженные плечи жены, он отложит сообщение до более подходящего момента. Некоторые дети не имеют ни малейшего представления о том, что можно, а чего не стоит делать в данной конкретной ситуации. Другие в совершенстве владеют умением улавливать настроение родителей и подбирать подходящий момент, чтобы попросить родителей выдать карманные деньги или купить новые кроссовки — шансы таких детей на благоприятный ответ резко возрастают.

Умение улавливать настроение можно развивать в ходе ролевых игр. К примеру, следует сообщить ребенку, что загоревшиеся глаза сигнализируют об интересе собеседника к данной теме. Однако если собеседник начинает нетерпеливо подергиваться, а его взгляд — тускнеть, это значит, что ему стало неинтересно. А если человек, с которым вы разговариваете, начинает быстро кивать, откашливаться и отводить глаза, значит, ему стало скучно — пора что-то менять.

Правильно заканчивайте беседу

Иногда вступить в разговор гораздо проще, чем элегантно выйти из него. Однако ребенка можно научить приемам, используемым для этой цели взрослыми: «Мне пора», «Увидимся», «Пойду поговорю с Катей», «Мне надо кое-что доделать». После этого следует подмигнуть собеседнику, дружески улыбнуться и спокойно удалиться.

Учитесь вступать в игру

Некоторые дети могут долго стоять у края поля, однако так и не осмелиться спросить у играющих разрешения вступить в игру, тогда как другие действуют слишком бесцеремонно — не спрашивают ни у кого согласия, но вместо этого сразу бегут за мячом. Гораздо легче помочь первому типу детей—бесцеремонного ребенка научить чему-то довольно трудно, ведь он обычно не слушает вас и продолжает все делать по-своему.

Расскажите ребенку, что следует дождаться подходящего перерыва в игре и с дружелюбным видом выйти на арену: «Здорово у вас получается. Можно мне с вами?», «Меня зовут Женя, я бы тоже сыграла с вами», «Вам не нужен еще один игрок?», «Можно я буду играть за вас со следующего тайма?».

К сожалению, дети иногда ведут себя очень некрасиво и не пускают в игру никого, кроме своих друзей. В этом случае у застенчивого ребенка есть три варианта действий: обратиться в команду соперников, играть в одиночестве или организовать свой собственный турнир.

Приглашайте друзей к себе домой

Возможно, вы думаете, что нет ничего проще, чем пригласить друга вместе поиграть во что-нибудь, однако для некоторых детей это становится неразрешимой проблемой. Для начала обдумайте все как следует: день, время, вид игры и то, как друг доберется до вас. После этого наберитесь смелости и пригласите его. Если стеснительный ребенок все время откладывает приглашение «на потом», родители могут взять развитие событий в свои руки и обратиться непосредственно к родителям друга.

Не падайте под ударами судьбы

Жизнь такова, что события редко развиваются согласно вашему плану, и для того, чтобы добиться успеха, надо уметь справляться с неудачами и «переходить на запасной вариант». Дети, не испытывающие трудностей с общением, учатся этому в жизненных ситуациях, однако иногда необходимо помочь ребенку выработать такой навык.

Можно добиться этого с помощью ролевых игр:

— Сейчас мы тебя принять не можем.

— Ну ладно, можно я зайду в игру после следующего перерыва?

— Я не смогу прийти к тебе в субботу. А как насчет воскресенья или следующей недели?

—Ты должна закончить домашнее задание до вечера.

— Но я так устала! Можно я завтра встану пораньше и сделаю все перед завтраком?

Используйте общие интересы

Один из самых простых способов облегчить общение и научиться заводить новые знакомства, таков: следует вращаться в среде людей, у которых с вами имеются общие интересы. Мальчик может быть очень стеснительным, однако он с легкостью найдет общий язык с одноклассником, который, как и он сам, увлекается футболом. Девочка, обожающая лошадей, часто бывает молчаливой, но если записать ее в секцию конного спорта, она будет часами болтать с другой такой же девочкой. Очень легко устанавливают контакт и дети, которые без ума от компьютеров. Мальчик, не слезающий с велосипеда, вряд ли будет молчать рядом с другим фанатиком велоспорта. Если ребенок испытывает трудности при повседневном общении, поощряйте его общение с детьми, увлекающимися теми же вещами, что и он сам.

Развитие социальных навыков

1 Способы начать разговор 

2 Не ждите от жизни слишком многого  мир полон интровертов, умело притворяющихся экстравертами.

  • задайте общий вопрос;
  • поговорите о погоде;
  • коснитесь темы, интересующей всех.       

3 Умейте улавливать настроение собеседника

  •  доброжелательная улыбка;
  •  заинтересованный взгляд;
  • одобряющие телодвижения;
  • суетливость означает скуку;
  • не вторгайтесь в личное пространство собеседника.

4 Способы закончить разговор

 «Мне пора»;

«Увидимся».

5. Как вступить в игру

  • выберите подходящий момент;
  • знайте, чего вы хотите;
  •  разработайте «запасной вариант».

6. Никогда не сдавайтесь

  •  проявляйте гибкость;
  •  отступите и задействуйте план «Б».

7. Общие интересы

  • фанаты футбола;
  •  любители компьютеров;
  • другие виды спорта и увлечения.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>