Главная » Беременность » Недоношенный ребенок в семье

Недоношенный ребенок в семье

Недоношенным считается любой ребенок что при рождении весит 2500 г или менее, независимо от того, сколько длилась беременность. Итак, под это определение подлежат дети, родившиеся после 37 недель беременности с массой тела менее 2500 г (гипотрофики).

Из этого определения исключают младенцев, родившихся раньше положенного срока, но которые имеют вес тела более 2500 г, а также тех детей,  матери которых страдают таким заболеваниями, как диабет. Следует заметить, что дети с малой массой тела (ниже 2500 г) их очень много. В зависимости от веса тела при рождении различают следующие категории недоношенных детей:

  1. а) недоношенные I степени, с весом тела между 2500 г и 2000 г
  2. б) недоношенные II степени (вес между 2000 г и 1500 г)
  3. в) недоношенные III степени (под 1500 г до 1000 г)
  4. г) недоношенные IV степени с массой тела менее 1000 г.

Оценивая степень доношенности ребенка, врачи-педиатры используют и другие параметры: длина тела, окружность черепа, степень развития кожи и костей черепа (родничка, швы), волосы, ушные раковины и проч.

Степень зрелости новорожденного ребенка зависит от продолжительности беременности и функционирования плаценты. Причины преждевременных родов не всегда можно  определить. Как правило, причин несколько.

Недоношенный ребенок — причины

Бывают матери, которые рожают только недоношенных детей. Мы можем для примера назвать некоторые из этих причин:

а) Социально-экономические: несоблюдение общей гигиены при беременности, отсутствие связи с врачом-акушером, плохое питание беременной женщины (отсутствие молока и молочных продуктов, мяса, фруктов и свежих овощей), курение, случайные половые связи, использование во время беременности неподходящими транспортными средствами, физическая и спортивная деятельность, что требует больших усилий, ночная работа и прочее.

б) Медицинские причины со стороны матери:  (малый рост, маленькая матка, генетическая предрасположенность к преждевременным родам, возраст матери (женщины моложе 18-ти и старше 35-ти лет рожают меньших детей), промежуток времени, прошедший между родами (если меньше двух лет), психические стрессы, травмы, заболевания, предшествующие родам (сердечные, почечные, эндокринные болезни, устаревшие инфекции), болезни, перенесенные во время беременности (инфекции, отравления, системные заболевания) и проч.

в) Медицинские причины, связанные с плодом или плацентой: беременность близнецами, врожденные пороки плода, больная плацента, инфекции плода и т.д.

Недоношенный ребенок — анатомические особенности.

Недоношенный ребенок имеет большую относительно туловища голову (по сравнению с ребенком, который родился вовремя), причем окружность черепа на 3 см больше окружности грудной клетки. Кости черепного купола отделены между собой широкими швами, и родничок большего размера. Личико маленькое, треугольное, с большим ртом и острым подбородком. Волосы короткие, похоже на пух. Развитие ушных хрящей происходит только между 36 и 40-й неделями беременности, вот почему в очень маленьких недоношенных детей ушные раковины мягкие, без формы. Шея тонкая, а грудная клетка узкая. Зато живот больших размеров.

Недоношенный ребенок — значит, незрелые основные функции организма:, дыхания, кровообращения, работа печени и почек, кислотно-щелочной баланс, защита от инфекций.

 

Как ухаживать за недоношенным ребенком

В роддомах недоношенных детей содержат в специальных палатах, оборудованных обогревательной аппаратурой, кислородными установками, приборами для регулирования температуры воздуха и влажности. В этих палатах трудятся специалисты высочайшей квалификации. Недоношенные дети находятся в таких отделениях, пока их вес не достигнет 2500 г.

После выписки из родильного дома перед родителями возникают нелегкие вопросы ухода за недоношенным ребенком: здесь и проблема питания, и поддержание соответствующей температуры тела и защиту от инфекций, предотвращения авитаминоза, недостающим количеством железа.

Питание

Эффективным продуктом питания недоношенного ребенка является материнское молоко. Поэтому, пока  в роддоме кормят ребенка по специальной схеме, мать должна ежедневно сцеживать молоко из груди, чтобы сохранить молочную секрецию. Если у ребенка есть силы и он научился сосать, его следует прикладывать к груди. От матери это требует большого терпения. Когда же ребенок не может сосать, матери приходится сцеживать молоко. Хранить материнское молоко нужно в холодильнике, а перед кормлением подогревать до температуры 37 ° С.

Каждая семья с грудным ребенком, особенно недоношенным, должна иметь холодильник. Если нет возможности кормить ребенка материнским молоком, врач посоветует, какие смеси самые лучшие для вашего ребенка. Следует помнить, что у недоношенных детей желудочек крошечный, кормить их надо маленькими порциями и часто.

Для грудных детей, особенно недоношенных, сосание — это большая работа, они быстро устают. Требуется большое терпение и умение, чтобы накормить их. Если ребенок кормится с бутылочки, соску надо брать мягкую, с широким отверстием. Мать должна помочь ребенку сосать из бутылочки, легонько прижимая снизу вверх подбородок. Недоношенные дети часто срыгивают, и надо следить, чтобы не перекармливать их (учитывать ограниченную емкость желудочка). Покормив, ребенка он должен быть минут 15 вертикально, чтобы предотвратить срыгивание и помочь выйти воздуху, которого он наглотался во время кормления.

Суточный рацион, перерывы между кормлениями, выбор молочного препарата, метод приготовления порции и любые изменения определяет врач-педиатр.

 Регулировка температуры

В комнате, где держат недоношенного ребенка, следует поддерживать одинаковую температуру + 22 +24 ° С, следить, чтобы ночью она не падала ниже +18 + 20 ° С. Кровать или колыбель с ребенком можно обогревать и с помощью бутылок с теплой водой, хорошо закупоренных и завернутых в пеленки (чтобы не обжечь малыша). Желательно иметь в комнате калорифер.

Пеленать ребенка следует в мягкие пеленки, но не очень крепко, чтобы не ограничивать его движений. Чтобы не пересушить воздух в комнате, можно возле калорифера поставить кастрюлю с водой.

Защита от инфекций

В комнату, где лежит ребенок, должна заходить только мать или человек, ухаживающий за младенцем. Посещение родственников, друзей, особенно хождение с ребенком «в гости» зачастую приводят к инфекционным заболеваниям. Для ребенка ставят металлическую кроватку, ее легко можно вымыть водой с мылом, а в случае необходимости — дезинфицирующим раствором.

Детское белье держат отдельно от белья остальных членов семьи, в совершенно отдельном шкафу. Пыль в комнате убирают пылесосом, а не веником. Лучше протирать пол, подоконники и мебель влажной тряпкой, а раз в неделю мыть мыльной водой. Загрязненные пеленки собирают в ведро с крышкой, которое непременно моют. Детское белье кипятят ежедневно, хорошо выполаскивают, чтобы не оставалось мыла, потому что оно вызывает раздражение на коже у ребенка. Важнейшим правилом предотвращения инфекции является то, что мать должна выработать привычку мыть руки водой с мылом до и после всех манипуляций по уходу за ребенком. Если мать заболела (насморк, кашель), она должна носить маску.

Великие люди которые родились недоношенными

Недоношенные дети имеют большую потребность в витаминах и микроэлементах. Поэтому врачи разрабатывают схему, по которой детям дают витамины С, D2 и D3, а также препарат железа.

Родители недоношенного ребенка очень беспокоятся, как малыш будет развиваться в дальнейшем, особенно в отношении умственных данных. Сразу после рождения врачам сложно ответить на этот вопрос.

Но приведем некоторые примеры, чтобы хоть немного утешить недоверчивых папу и маму: Вольтер (великий французский писатель и философ, 1694 — 1778); Огюст Ренуар (великий французский художник, 1841-1919); Виктор Гюго (известный всему миру французский писатель, 1802 — 1885); Исаак Ньютон (английский математик, физик, астроном и философ, 1642-1727); Уинстон Черчилль (выдающийся английский политический деятель, премьер-министр Великобритании времен второй мировой войны, 1874-1965), — все эти люди были рождены недоношенными, а стали знаменитыми деятелями, выдающимися учеными, художниками.

После этого оптимистического разъяснения все же следует заметить: о многих недоношенных детях окончательные прогнозы можно высказать лишь после длительного наблюдения в течение месяцев и лет.

В Румынии профессор  Георге Голдиш и психолог Стелла Ескенази напечатали результаты своих исследований 386 недоношенных детей (при рождении имели вес тела от 850 г до 2500 г). Опыт длился 42 месяца (т.е. пока дети достигли 2,5 года). Эти специалисты подчеркивают такие особенности изучаемых ими недоношенных детей:

Развитие недоношенных детей

  • До 6-8 месяцев жизни их моторный и психическое развитие идет медленнее и отрывисто.
  • В два месяца недоношенный ребенок еще не держит головы, в 6-8 месяцев не может самостоятельно сидеть, в 4 месяца не хватает ручкой предмет.
  • После 8-9-месячного возраста происходит внезапное наверстывания двигательно (моторного) отставание.
  • Дети становятся на ноги, потом начинают ходить без посторонней помощи в возрасте 13 -18 месяцев. Но до 42 месяцев у них заметна некоторая неуклюжесть, нет ловкости в руках, они не очень умеют хватать мелкие предметы.
  • Понимание языка нормализуется до 18 месяцев, но определенно говорить начинают ближе к 3 лет. 60% недоношенных детей в возрасте ЗО месяцев пользуются «детским» языком, доступным только матери или близким людям. Дальше эти детки все хорошо понимают, выполняют поручения (указания), показывают жестами, имитируют, имеют соответствующую их возраста мимику. До 3-х лет недоношенные дети наверстывают сразу, скачками языковое отставание (как по запасу слов, так и по построению предложений). И только 20% детей из исследуемой группы в 2,5 года имели определенное отставание в развитии. У значительной части этих детей (более 50%) отмечались эмоциональные разрядки припадки плача, ярости, агрессивности и т.п.) без веских оснований.

Следует подчеркнуть, что к 2-3-м годами большинство недоношенных детей догоняют в развитии своих ровесников, родившихся вовремя. Кроме вышеупомянутых отставаний (ходьба, речь) исследователи выделяют у недоношенных детей состояния беспокойства, бессонницы, нарушений аппетита, определенные сложности, когда их приучают к употреблению пищи, медленные выработки определенных навыков.

Недоношенные, как и доношенные дети, должны играть, бегать, падать и набивать себе «шишки». Чрезмерные ласки, особенно полная зависимость от матери задерживает физическое, а иногда и умственное развитие этих детей. Согласно нашим наблюдениям большинство недоношенных детей имеют нормальное умственное развитие, но у них наблюдается определенная психическая нестабильность, негативные реакции, иногда и насилие.

Общая спокойная атмосфера в семье, терпеливое отношение и ненавязчивые «подсказки» правильного поведения способствует тому, что дети в конце концов учатся преодолевать эти расстройства и владеть собой.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>