Главная » Воспитание » Может ли маленький ребенок быть личностью

Может ли маленький ребенок быть личностью

Идеологи партнерского воспитания определяют детство как такой период в жизни человека, который ассоциируется с понятиями свобода, легкость, радость. Но как может ребенок оставаться свободным, легким и радостным, если взрослые постоянно вешают на него бремя решений и знакомят со своими проблемами? Это безнадежно перегружает малыша. Нередко последствия решений вызывают у ребенка чувство вины и другие негативные эмоции.malish-spit-v-mashine

Насколько бессмысленной является такая концепция, иллюстрирует приведенный ниже пример. К сожалению, что подобные случаи происходят, к сожалению, все чаще.

История из жизни

Обычный детсад, в каком-то немецком городке. Восемь утра. Родители приводят детей в группу. Сара, которой три с половиной года, приходит с мамой, они спускаются по лестнице. Но маленькая Сара больше цепляется за ступеньки, чем идет. Причину этого опасного представления видно невооруженным глазом: обувь ребенка великовата и свободно ерзает по ноге. Даже ходить ровным полом в ней непросто. Шагая по лестнице, трехлетний ребенок очень напрягается.

Воспитательница делает матери замечание и спрашивает у нее, почему девочка так обута. Она опасается, что Сара может упасть и забиться. В ответ очень нервозная мать оправдывается, что это была, дочки идея — купить эту обувь. Сара очень настаивала на этом, и никакие доводы ее не убедили. Тогда мама и купила ей эти злосчастные ботинки. Когда матери делают замечание — мол, такая обувь опасна для здоровья ее ребенка, она отвечает дословно: «Я не навязываю дочери своей точки зрения. Она яркая и сильная личность!

Маленький ребенок как личность

Сара — не единичный случай. Речь идет о общем изменении измерений в области воспитания детей. Основные аргументы и признаки этих изменений ссылаются на центральное понятие — «личность». А лучше было бы сказать — на видимость понятия. Ведь пользуясь, казалось бы, столь однозначным и сильным термином, родители пытаются объяснить расстройства в развитии ребенка и причины недоразумения с ним.

Распространенное мнение последних лет таково: младенец приходит в этот мир уже как сложившаяся личность. Поэтому, мол, с детьми надо вести себя так, как и с другими людьми, личное суждение которых мы уважаем. Итак, предлагают ставить их на один уровень со взрослыми, то есть воспринимать как партнеров.

Именно в этом и состоит главное недоразумение, такое трагическое по последствиям. Когда простые люди считают младенца личностью, они подразумевают несколько отличное от того понятие «личность», которым оперируют психиатры.

Некоторые дети спокойны, некоторые нет. У одних моторика развивается достаточно быстро, другим для этого понадобится несколько больший промежуток времени. Некоторые дети охотно идут на контакт с незнакомцами, другие привыкают к людям не так быстро и более склонны тихо наблюдать за процессами, происходящими вокруг них.

Все это является вполне нормальными фазами развития ребенка, они не вызывают подозрения специалиста и не требуют терапевтического вмешательства. Но темперамент не имеет ничего общего с личностью этих детей. Ведь личность — это развитое психическое понимание окружающего мира, которое, между прочим, побуждает человека к тому, чтобы адекватно воспринимать собеседника и определенным образом реагировать на его действия. Этот процесс, в котором родители видят «личность» ребенка, — это его свойства, врожденные и унаследованные способы поведения.

Развитие личности

Развитие личности как таковой начинается с восьми-девяти лет. Если ребенок психически здоров, то в этом возрасте он учится воспринимать себя как существо социальное, ищет собственное место в обществе и соотносит с социумом свои действия.

Эта разница очень существенная, ведь она позволяет не сразу обвинять во всем генетическое наследство ребенка, как это привыкли делать наивные «теоретики личности». Если постоянно объяснять и прощать любое поведение, называя четыре или пятилетнего ребенка «сильной личностью», и беспомощно разводить руками, мол, что поделаешь, — ребенок не сможет развить свою настоящую личность в подходящем для этого возрасте.

Сару из нашего примера рискует постичь такая судьба. ее мать находится в плоскости проекции. Она не корректирует поведение ребенка, а покорно принимает его. Позволяет уговорить себя и покупает дочери обувь, хотя воочию видит, что оно не годится для трехлетнего ребенка. По ее псевдо психологической трактовке, будто Сара является «сильной маленькой личностью», скрывается страх, что ребенок перестанет ее любить, когда она купит другие ботинки вопреки желания дочки.

Трехлетний ребенок еще не в состоянии определить, какая пара ботинок лучше. Он живет настоящим и не имеет пока перспективного видения ситуации. И все больше родителей закрывают глаза на это, потому что расстройство отношений ослепляет их в решающий момент. Аргумент «дорого» для трехлетнего ребенка не имеет никакой смысловой нагрузки. Собственно, любой взрослый должен понимать, что ребенок этого возраста не способен объективно оценивать значение и функцию денег. Даже аргументы приведенного примера вроде «неудобно», «мешают, когда поднимаешься по лестнице» ребенок тоже воспринять не может. Последствия этого поведения роковые — мать, которая видит в ребенке партнера, не может защитить его здоровье и даже жизнь.

Вывод

Важно понять, что естественная функция матери — защищать ребенка, своим поведением подавать сигнал малышу, если он в безопасности. Расстройства в отношениях, наоборот, вызывают ощущение того, что неправильно лишать ребенка возможности принимать собственные решения. Пример с ботинками сравнительно слабый, ведь ребенка часто ставят перед гораздо ответственным выбором. Хочу заверить вас в том, что это слишком большая нагрузка на его психику.

1 комментарий

  1. Конечно, маленький ребенок у же личность. Конечно, становление личности впереди, но каждый ребенок уникален.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>