Главная » Воспитание » Мама и я — неполная семья

Мама и я — неполная семья

Ни одна культура не полагается в воспитании ребенка только на отца или мать. В этом процессе всегда берет широкий круг лиц и общество в целом. Школа, институт, общение со сверстниками понемногу отрывают детей от семьи, их все больше тянет к друзьям. Ребята заводят свои девичьи и юношеские компании (на наш взгляд, возможно, не лучшие, но столь заманчивые в этом возрасте …) — А родители постепенно отходят на второй план. И как нам обидно — это естественный процесс взросления наших детей, формирование их личности. Именно в этот период жизни и проверяется эффективность нашего воспитания, того, что было заложено в самом начале.

Но в дошкольный период жизни именно мать и отец играют основную роль в возникновения личности малыша. Ребенок, который живет в счастливой, спокойной и уравновешенной семье, незаметно для себя отношения полов учится нормально воспринимать , потому что его родители подают хороший пример. Мальчик подражает мужество отца, девочка — женственность. Кроме того, наблюдая за родителями, дети учатся общаться с людьми противоположного пола. Когда в семье нормальная атмосфера, у ребенка не возникнет желание отдать предпочтение одному из родителей. Здоровая семья укрепляет представления об отношениях полов гораздо сильнее и больше, чем цикл лекций или множество книг по этой проблеме.

К сожалению, количество таких благополучных семей уменьшается. Прямо пропорционально растет количество неполных семей (зачастую без отца). Как показывает жизнь, общение только с мамой, бабушкой лишает детей особого, важного мира отца. Мальчик в общении с папой учится быть мужем, приобретает черты характера типично мужские , причем сделать это нетрудно — он лишь подражает. Но и девочка, в основном наследует мать, много полезного принимает от отца: с ним ей теплее, надежнее, у нее складывается определенное представление о том, что собой представляет человек в быту, она узнает, как относятся мужчины к женщинам. Иначе говоря, уроки общения с отцом имеют весомое значение для будущей семейной и половой жизни детей.

Для девочки отец — это первый и самый важный в жизни человек. Он лучший и сильнейший, всегда готов защитить и поддержать. Он любит без всяких условий. Поэтому от того, какими будут отношения девочки с папой, во многом зависят ее отношения с другими мужчинами в жизни: братом, другом, одноклассником, любимым. Но любовь к отцу и его образ не должны стать для дочери культом. Напротив, у девочки надо сформировать объективное представление о качестве настоящего мужчины, что, несомненно, присущи и ее папе. Иначе, когда девочка повзрослеет, ей будет очень трудно найти спутника жизни, подобного отца.

Для мальчика папа — это образец для подражания, что он делает, как он ходит, как жестикулирует, общается с женой (с мамой), как реагирует на замечания, как проявляет нежность, работает — таким во многом будет и сам сын, когда вырастет.

Мама для детей обоих полов — это воздух, без которого нет жизни. Ребенок, лишенный матери, — аномальное явление. Оно может иметь в большей части случаев катастрофические последствия.

Если в семье дочь и сын, мать все равно формирует в них общественные качества: доброту, порядочность, трудолюбие, ответственность, — но в воспитание мальчика и девочки жизнь все равно вносит свои коррективы.

На женщине лежит всегда основная ответственность за дом, ее быт и моральный микроклимат, здоровье, безопасность и будущее детей. Женщина хранит, охраняет семейный очаг. Отсюда необходимость формировать в будущей женщине духовность и высокий уровень знаний и навыков ухода за  детьми, оказания первой медицинской помощи, обустройства жилья, ведения домашнего хозяйства и многое другое.

Духовность — свойство души, которая заключается в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Это нужно каждой женщине, а особенно тем, кто по специальности работает с детьми.

В неполных семьях (например, с ребенком только мать и бабушка), где живут женщины с неустроенной судьбой, нередко формируется тревожное отношение к мужчинам в целом. Дети из суждений и поступков взрослых приходят к мысли, что многие мужчины плохие, что можно прожить без них и т.д.. В этом случае и мальчик, и девочка многого лишены. Мальчик испытывает неуверенность в своих силах (ведь он тоже будет мужем), а девочка (пусть пока неосознанно) отгораживается от правил благополучной полной семьи.

Не давая рецептов на все случаи жизни, отметим все же, что женщинам в критической ситуации распада семьи, если их мужья — хорошие родители и их любят дети, важно попытаться сохранить семью или хотя бы позволить отцу активно участвовать в воспитании сына, дочери.

Джеймс Л. Шаллер, исследуя психологические связи между родителем и ребенком, в результате опросов выявил следующие признаки эмоционального состояния человека, обделенной в детстве отца любовью.

«Я о своем отце не могу спокойно думать — я испытываю беспокойство, печаль или гнев. В присутствии отца я цепенею.

Я испытываю трудности, если приходится с кем-нибудь конкурировать.

Я малоинициативен, потому что чувствую себя подавленным.

Мне трудно удается завязывать отношения с кем иебудь.

Я не чувствую себя личностью — мой отец редко хвалил меня.

Я не чувствую себя настоящим мужчиной (настоящей женщиной).

Я не чувствую себя способным (способной) на серьезное дело.

Мне сложно расслабиться. Мне трудно быть настойчивым. Я боюсь, что меня оставят.

Мне неуютно в присутствии руководителя. Отец слишком часто ругал меня — теперь я плохо воспринимаю критику.

Я стараюсь угодить всем — особенно тем, кто похож на отца или учителя.

Я редко бываю доволен (довольна) собой.

Я постоянно чувствую неопределенный, необъяснимый страх. Мне кажется, что в воспитании ребенка я повторю ошибки своего отца и деда.

Иногда мне кажется, что я сирота

Оставление отцом семьи тяжелым бременем ложится на плечи ребенка. Сошлемся в этом на исследования чешского психолога 3. Матейчек, который утверждает, что в историях пациентов психиатрических клиник и больниц разлука с одним из родителей встречается чрезвычайно часто. Детей разведенных родителей коллектив класса оценивает как робких, замкнутых, пугливых или, наоборот, недисцицлинованих, склонных к спорам. Автор объясняет эти особенности потерей веры в семью и возникновением на этой основе чувства неполноценности. Ребенок избавляется основы своего благосостояния — теплой, дружной и счастливой семьи.

Современный мир не является простым для человека. Резкое ухудшенных экологической ситуации, социальное расслоение общества, экономический кризис, потеря жизненных ориентиров удар не только по сознании взрослых, но и по детству. Возросло количество семей, обездоленных, бездомных и тяжело больных детей. В настоящее время в странах СНГ впервые после 20-х годов прошлого века остро встала проблема беспризорности, детской преступности. И все же, несмотря на сложности в обществе, именно от родителей больше зависит, какой женщиной станет дочь, каким мужчиной пойдет во взрослую жизнь сын. Это либо обеспечит нам должное жизни в старости, или сделает ее беспокойно-горкой.

Советы родителям, воспитывающим детей в неполных семьях

1. Постарайтесь как можно дольше находиться в контакте в ребенком, не поддавайтесь негативным чувствам, связанным с разводом или потерей супруга / супруги. Когда мать с головой погружается в мир своих переживаний, она эмоционально «оставляет» своего ребенка, от чего малыши начинают ослабевать телом и душой, ощущая не только потерю отца, но и — матери.

2. Чаще хвалите малыша, а не наказывайте. Вокруг ребенка должно быть эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера. Это сохранит у малыша душевное равновесие и частично компенсирует пережитый стресс.

3. Относитесь с пониманием к желанию ребенка вспоминать прошлое, когда родители были вместе. Не вычеркивайте из ее жизни человека, которому она должна быть благодарна за свое появление на свет. Тем более недопустимо формировать у малыша негативное отношение к отцу, который ушел из семьи.

4. Не перекладывайте на плечи детей функции отсутствующего родителя. Нельзя говорить сыну: «Теперь ты человек в нашей семье».

5. Помогайте малышу приобретать навыки поведения его пола. В жизни ребенка должен быть взрослый, который бы положительно влиял на него и помогал полно овладеть социальную ролью (женщины — девочке, мужчины — мальчику).

6. Наличие нескольких детей в неполной семье позволяет отчасти компенсировать неполноту. Доверяйте детям, поощряйте их эмоциональную близость и желание заботиться друг о друге. Старший сможет стать авторитетом для младшего.

7. Не ставьте крест на своей личной жизни. Постарайтесь снова создать полную, счастливую семью. Только всегда помните, что дети в ней — главное богатство.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>