Главная » Воспитание » Культура речи у наших детей

Культура речи у наших детей

Культура речи зависит от времени, страны, семьи, социальной среды, в которой растет ребенок. Речевая культура — огромный слой этикета, человек начинает усваивать еще до того, как сам начинает разговаривать.
Сначала речевому этикету ребенок учится дома. Первые учителя — родители и близкое окружение. Если слова «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи», «вкусно» звучат дома постоянно, нет необходимости приучать ребенка к манерам речевого этикета. Он усвоит их в общении. Если кто-то из взрослых (в присутствии ребенка) заходит в магазин и приветствуется с продавцом, благодарит за то, что уступают место в общественном транспорте, извиняется, если кому-то случайно наступит на ногу, это будет лучшая школа речевого этикета для ребенка. Взрослые показывают пример взаимодействия с более широким кругом людей.

Культура речи предполагает не только вежливые слова и доброжелательный тон. Обратите внимание ребенка на следующее:

Важно не только, как говоришь, но и какой смысл вкладываешь в слова. Ребенок должен усвоить, что обсуждать недостатки человека в его отсутствие не годится. Сплетни рождаются  на первый взгляд, с  невинных мелочей.

Важна также уместность слов и чувство такта. Необходимо приучать детей не слишком  много рассказывать о себе, своем здоровье, семейном положение и т.д.. Бестактность малыша вполне понятна. В ней есть прямота и искренность. Но если шестилетний ребенок говорит пожилому человеку «эй, ты!», Это уже неприлично.

Дети в 6-7 лет переживают возрастной кризис. Одна из его главных признаков — это непослушание, нарушение норм поведения и проверка родителей на «прочность». Дети проверяют пределы своего собственного мира и мира окружающих. Им  интересны все методы воздействия на других, особенно те, на которые объявлено табу. Поэтому не стоит удивляться, если однажды из нежных детских уст вылетят слова брани. Если ребенок растет в среде, в которой не приемлемы не литературные и грубые слова, он вряд ли возьмет их к своей активный лексикон. Она может принести «заразу» с улицы. И это вполне нормальный процесс.

Как правильно отреагировать, если ребенок ругается?

Необходимо дать понять ребенку, что вам это неприятно слышать. Не он «плохой» и «нахватался где-то», а слова плохие. Объясните, что в вашем доме не годится так говорить.

Рассказывайте ребенку о нормах, которые приемлемы в цивилизованном обществе. Люди договорились между собой говорить вежливые слова. А грубость отталкивает и оскорбляет людей, говорит о неуважительное отношение к другим.

Бурная родительская реакция в застенчивого ребенка может вызвать чувство вины, а в бунтаря — новый прилив сил для борьбы. Реагировать нужно, но без излишней эмоциональности. Лучше использовать доказательства и объяснения.

Культурный человек «не замечает» многих вещей. Он промолчит  на грубость, пройдет мимо задиры, не примет чей-то «грех» или случайную вину. Молчание — высший пилотаж в языковой культуре.

Попробуйте выяснить, почему ребенка привлекли запрещенные слова? Если он перенял это от авторитетного лидера в детском коллективе, нужно объяснить, что нельзя слепо подражать другим. У ребенка может возникнуть убеждение, что брань — это проявление смелости и лидерства. Причиной также может быть недостаточное внимание со стороны родителей. Ребенок пытается самыми разными способами «дернуть» маму и папу, а плохие слова — подходящее средство

1 комментарий

  1. Я заметила, что в школе учителя стали меньше делать замечания детям, которые ругаются матом. На уроках конечно такого нет, но вот на переменах в школе слышен сплошной мат. Дети привыкают к тому, что это говорить можно и мат становится нормой, а это очень плохо.

    А зачастую и в семье ребенок слышит и повторят за родителями нехорошие слова…

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>