Главная » Воспитание » Кризис 7 лет и его симптомы

Кризис 7 лет и его симптомы

В нашем сознании слово «кризис» ассоциируется с чем-то мрачным, депрессивным, отрицательным, дисгармоничным. А между тем, в китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, которые переводятся как «опасность» и «возможность». Природа любого переломного состояния человеческого сознания,  кризис семи, а тридцати семи лет, лучше отражается в двух словах.

В классической возрастной детской психологии принято выделять кризис трех, семи лет и кризис подросткового возраста. Это условное разделение. Нельзя сказать, что ребенок дожил до семи лет — и с ним произошли какие-то резкие изменения. Есть общие возрастные тенденции, наблюдаемые и изучаемые в психологии не один десяток лет. Что важно знать?

Если задачи не решаются, они никуда не деваются. Дети растут физически, но психологически они могут зависать на каком-то возрастном отрезке А за его спиной, как снежный ком, растут «комплексы», «зажимы», «страхи», «тараканы» и другие неприятные вещи. Каждый из нас, оглянувшись на свой прошлый опыт, свою богатую биографию, не увидит такой ​​же снежный ком?  Хотя бы маленький снежный комочек? Вопрос риторический. Снежные завалы, конечно, можно разгрести впоследствии (если есть на то желание). Но лучше справляться с проблемами вовремя, создавая благоприятные условия для их решения и дальнейшего личностного роста.

Симптомы кризиса 7 лет

Вообще-то, все возрастные кризисы похожи друг на друга.

Узнаваемый симптом — это тотальное непослушание и возражения. Дети включают «нигилизм» уже в три года: знаменитое «Я сам» А в семь они уже хотят отделиться от  себя от детского мира и скорее стать взрослыми. Школа лучше дает им атрибуты этой взрослой жизни.

Если ваше чадо с «ангелочка» превратилось в «исчадие ада», не расстраивайтесь, уважаемые родители! Это нормально, особенно если вы уже отметили шестой или седьмой день рождения. Вы не узнаете вашего ребенка? Тихоня может стать крикуном, балагур — молчаливым, ласковый котенок — колючим  ежиком. Или же наоборот.  Поведение ребенка меняется. Он становится менее понятным для нас, теряет свою непосредственность, открытость. Он по-новому воспринимает свое пространство. Начинают проявляться «угрызения совести», внутренняя борьба, противоречивость чувств и поступков. В этом возрасте формируется так называемая «логика чувств». Дети 6-7 лет уже способны обобщать свои переживания. В 4-5 лет чувства и эмоции были еще мгновенными. Теперь же дети с большей осознанностью могут сказать: «да» или «нет», «нравится» или «не нравится», «хочу» или «не хочу».

На каждом переходном, поворотном этапе формирования личности существуют свои психологические задачи. Если они решаются успешно, ребенок переходит на следующий уровень. Более сложный, но и более захватывающий, интересный. Как в компьютерной игре. Призовые очки тоже есть. В виде удовлетворения собой, успехов в учебе и личной жизни.

Еще одна особенность этого периода — это ужимки, манерность. Детские шутки теперь не такие наивные и уже не умиляют родителей. Взрослым так и хочется сделать осуждающие замечания вроде «Прекрати эту клоунаду, шут гороховый!»

 Какие психологические задачи ставит перед ребенком кризис семи лет?

Важнейшее из них — это формирование социального «я». Перед маленькой личностью стоит вопрос: кто я среди других людей? А круг этих людей становится шире, гораздо шире. Ваш малыш выходит за пределы семьи. Он уже (или без пяти минут как) школьник. Ваш птенец вылетает из гнезда. Хорошая метафора, за которой стоят определенные трудности как для детей, так и для родителей.

Для кого-то эти «трудности» пройдут легко, почти незамеченными. Кто-то перенесет их в легкой форме, как невинный насморк. Для кого-то они закончатся обострениями. Школьная жизнь позволяет расширить круг интересов вашего ребенка, позволяет ему увидеть свое место в социальной среде и свою значимость в отношениях с людьми. Контакты со сверстниками, их родителями, учителем -это новая сфера жизни. Школа становится отличной тренировочной базой для социального «я». Мастерство будет оттачиваться течение таких длительных (и таких быстрых) десяти лет школьной жизни.

Мотивация и интересы ребенка 6-7 лет сдвигаются в сторону обучения. Игра для них еще не теряет полностью своей ценности. Но учебная деятельность поглощает школьника в большей степени. Неудачи и успехи в этом возрасте воспринимаются более осознанно. Именно в этот период ребенок может почувствовать собственную важность, компетентность, признание или, наоборот, острое чувство своей неполноценности.
Самооценка только формируется. Точнее сказать, ее формируют взрослые. Ведь ребенок еще не способен к адекватной самооценке. Она видит себя, какой видят ее взрослые. Бережное, внимательное отношение к детям — вот залог успешного «воспитательного момента».

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>