Главная » Воспитание » Интеллектуальная психологическая и социальная готовность к школе

Интеллектуальная психологическая и социальная готовность к школе

Когда ребенок собирается идти в школу, вокруг него вращается слон «готовность». Эта аура «готовности» напрягает. Создается впечатление, что мы готовим летчика-испытателя, а не школьника. Готовность психологическая эмоциональная, волевая, социальная, интеллектуальная. Готовность по всем фронтам.

Первое, с чего нужно начинать, — это снизить степень важности, а также тревоги самих родителей. Это не означает, что пустить нужно все на самотек, мудрая река жизнь сама вынесет, не пропадет, учатся как-то другие дети. Детям в этот период нужна наша помощь, собранность, наш покой. И немного волнения. Как у спортсмена перед стартом.

Психологическая готовность

Что значит — быть готовым к школе психологически? Это, прежде всего, способность дошкольника принять новую социальную роль — ученика. Далеко не все первоклассники к этому готовы. Даже если они уже умеют читать, писать и считать. Роль ученика не ограничивается учебной деятельностью.

Школа. Во многих будущих первоклассников слишком радужные и отстраненные представления о школе. Модный портфель, красивый пенал, школьная парта. Насколько готов ваш ребенок играть по новым правилам игры? Что он знает о школе? Знает ли он и имеет ли представление , что такое урок и как он проходит, что такое перемена, домашнее задание или режим дня? Необходимо расширять знания ребенка о школьной жизни. Можно провести экскурсию по школьным коридорам, «взять интервью» у бывшего школьника, записаться на подготовительные курсы в школу. Чем больше достоверной информации, тем меньше страха и тревоги перед такими глобальными изменениями.

Учебный процесс. Первоклассник должен понимать, чего от него хотят на уроке, уметь справляться с поставленными задачами, задавать вопросы, если эти задачи непонятны. Мотивы стремления и познания — ведущие в учебной деятельности. Имеет ли ваш ребенок эти мотивы? Насколько развиты у ребенка воля и самоконтроль? Как в нем уживаются понятия «хочу» и «надо»?

Отношение к учителя. Дети в младшем школьном возрасте не всегда способны понять и принять профессиональную роль учителя. Для них первая учительница — «мамочка», красивая, строгая, добрая. Эти проекции иногда вызывают у юных школьников замешательство, обиды за «несправедливость» оценок или слов учителя. Адекватное отношение к учителю — это целостное его восприятие: и как личности, и как профессионала.

Кто я такой? Как сам ребенок относится к себе и к своей новой роли? Вопрос не менее важен, чем отношение к школе, обучению, учителю, одноклассникам. И снова возникает вопрос о самооценке. Специалисты считают, что детям с завышенной самооценкой придется терпеть вечную несправедливость — недооценили! Умники и умницы вдруг получают замечания, не те оценки. В таких ситуациях неизбежны конфликты с учителем. Что ждет детей с заниженной самооценкой? В таких школьников может появиться апатия, безразличие к учебной деятельности. Страшно узнавать новое, делать ошибки, ведь все равно «осудят», и ты опять останешься в аутсайдерах.

«Птичек высокого полета» необходимо готовить не только к победам, но и к достойным поражениям. А тем, кто думает, что «тот, кто рожден ползать, летать не может», внушать мысль, что у них все хорошо получается, акцентировать внимание на успехах.

Чаще всего трудности в обучении первоклассника определяют не его интеллектуальные способности, а эмоционально-психологическая незрелость. Именно она существенно влияет на адаптацию ребенка к школе.

Интеллектуальная готовность

Интеллект — это не просто способность мышления. За интеллектом скрывается эффективный навык мыслить глубоко и творчески , применять все свои накопленные знания для решении важных жизненных задач, интеллект — это не какая то ученая степень , что лежит глубоко в нашем сознании, а работа ума, живая и практическая .

Некоторые родители ошибочно считают, что их чадо интеллектуально готово к школе уже только потому, что он обучен писать, считать, читать. Но способен ли он учиться? Как он применяет те знания, которыми обладает?

Временами случается, что в таких выученных деток резерв базисных «формальных» познаний исчерпывается через 2-3 месяца, далее им тяжело одолевать школьную программу. У малыша должна быть взаимосвязь между отдельными блоками информации, которая постоянным потоком поступает в него, в особенности за школьной партой.

Не у всех малышей до семи, а тем более до шести лет наглядно-образный тип мышления достаточно развит . Что уж говорить о словесно-логическом? Тормозить учебный процесс может незрелость этих уровней мышления. Касается это и других психических процессов (воображение, память, речь, концентрация внимания ). Ребенок, достигший школьного возраста, должен четко выражать то о чем он думает, уметь пересказывать прочитанное и услышанное, выделять главное, делиться впечатлениями. Кроме этого, у него обязана быть довольно хорошо развита мелкая моторика пальцев, для того чтобы рука была подготовлена к письму

Познайте мир вместе. Неоспорим и тот факт, что способности ребенка в том числе и интеллектуальные, во многом зависят не от «наследственности», а скорее от пытливости ума. Как ребенок получает информацию? Львиную долю информации, ребенок получает общаясь со взрослыми. Вечные беседы на тему «А почему снег белый? А почему утки не тонут? Почему Земля круглая, и не квадратная? »Хорошо бы всегда поддерживать. Родителям обязательно нужно стараться всегда поощрять любознательность, тем самым расширяя кругозор вашего малыша давая ему определенную систему познаний о мире. Не спешите давать ответ ему на все вопросы. Спросите его « А ты как сам думаешь? »Пусть ребенок сам пробует находить ответы. Пусть свои идеи выдвигает, разные гипотезы и варианты. Ведь всем известно, что запоминается лучше если ребенок приходит к ответу путем собственного исследования.

Что помогает детям развивать мышление? Это занятияте и упражнения, которые интересные, с одной стороны. Но с другой -ставит их в тупиковую ситуацию, заставляет искать решения. Чаще обращайтесь к загадкам — источники народной фантазии. Ведь часто загадки построены на противоречиях, «ловушках» для ума. Поощряйте детей в их инициативе помочь по хозяйству и усовершенствовать бытовые дела. Играйте с ребенком в игры типа «Верю — не верю»,«Небылицы», где придумывается (фантзируется) какое-то явление, история, факт. Например, «В нашем саду живет слон». Ребенок в свою очередь должен это подтвердить или опровергнуть, и обосновать свой ответ. Потом он придумывает какую то небылицу, и вы должны согласиться или опровергнуть.

Социальная готовность

Выход за пределы родного дома предполагает развитие коммуникативных навыков. Новоиспеченный школьник учится строить свои отношения со сверстниками и учителем. Он, наверное, еще ничего не слышал о великом Шекспире и о том, что «весь мир — театр, а люди в нем — актеры». Но интуитивно это предполагает. До этого он был «сын или дочь». Теперь — «ученик», «товарищ», «отличник», «лентяй», «балбес», «лидер», «неудачник» …

Домашние и детсадовские дети

Как правило, детсадовским детям легче адаптироваться к школьной среды. Первые социальные «огранки» они уже прошли в группе детского сада. Грубо говоря, окружающая среда их уже немножко отесала. Они уже переживали трудные ситуации с освоением ролей, произвели «командный голос», почувствовали вкус кнута и пряника, победы и поражения, признание и отвержение.

Однако психологи и педагоги считают, что «домашние» не так уж беспомощны в новом социальном пространстве под названием «школа». Они более спокойны в отношениях со сверстниками, внимательны и сосредоточены на уроках. Вхождение в социум у них происходит в более зрелом возрасте и менее болезненно. Социальная подготовка не обязательно происходит в стенах детского сада. Ребенка можно записать в кружок, спортивную секцию, на подготовительные курсы к учителю.

Как формируются личностные качества ребенка? В общении, в ежедневных жизненных ситуациях, в школе, на улице. Дома эти условия для развития несколько смягчены, упрощенные (вспомните, как часто мы играем «в поддавки» с детьми). А в социуме им никто не поддается. В реальной жизни тепличные отношения становятся вялыми и нежизнеспособными.

Поэтому, если ребенок боится социума, родителям необходимо делать корректные «пинки» в сторону большого мира, которому ваш малыш должен научиться доверять.

Что  такое коммуникативная инициатива? В идеале это осознанное взаимодействие в социуме. В данном случае — с одноклассниками и учителем. Не только молчаливое согласие и подражания, но и смелость задавать вопросы (по существу), делиться информацией, выражать свое несогласие (только не в форме бунта и дерзости!). Научиться этому наш ребенок должен не в школе, а дома. Первая модель человеческих взаимоотношений для него — это его родители, круг друзей. Умение слушать и слышать другого, вовремя предложить свою поддержку или попросить о помощи — все это ребенок черпает из семейного источника. Важно также знать, что коммуникативные способности — это качества личности. Не у всех одинаковые условия для их развития. И кто-то по темпераменту будет молчаливым и тихоней. А кто-то — заядлым парнем.

Навыки общения, которые нужно развивать:

дружелюбие и честность в общении;

умение вести беседу: слушать, задавать вопросы, рассказывать о себе (что и в каком объеме);

приходить на помощь, делиться своими наблюдениями с другими, не навязывая своего мнения;

способность адекватно реагировать на замечания учителя, критику сверстников;

решать конфликты мирным путем (без агрессии, применение физической силы и повышение тона).

«Родителям важно понимать, что любая черта характера не может быть ни плохой, ни хорошей. Все, что подарено природой, не может быть оценено. Человек с любым темпераментом востребован жизнью … »
В. Т. Воробьева

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>