Главная » Школа » Дислексия, или эволюционное расстройство чтения

Дислексия, или эволюционное расстройство чтения

Под дислексией понимаются определенные трудности с чтением и правописанием. Пуристы предпочитают термин «эволюционное расстройство чтения», но мне по душе «дислексия». Это древнейшее слово мы узнали из греческого («дис» означает «плохой», а «леке» — «речь») и указывает на некоторые сложности с речью. Сегодня оно уместно как никогда ранее—по мнению современных исследователей, именно затрудненная трансляция слов языка в речь и является причиной дислексии.

Преимущественно наследственный характер

Когда я нахожу у ребенка ярко выраженную дислексию, зачастую та же проблема обнаруживается у его отца или матери (или у близкого родственника). Большинство таких родителей утверждают, что в этом плане у них все в порядке, но когда я задаю конкретные вопросы, касающиеся их грамотности или увлечения более или менее серьезной литературой, последствия дислексии, которой они были подвержены в детском возрасте, очень часто становятся очевидными. Это обычное явление, наблюдаемое, по меньшей мере, у пяти процентов населения, а по некоторым данным таких людей целых пятнадцать процентов.deti-v-shkole

Бытует мнение, что, читая детям вслух, родители могут воспрепятствовать появлению у них дислексии. Понятно, что родители, любящие и читающие книги, проблем с чтением, судя по всему, не имеют. И, скорее всего, они передадут соответствующие гены с этими навыками своим детям. С другой стороны, дислексия развивается гораздо чаще у детей таких родителей, для которых чтение представляет собой непростую задачу, и которые меньше читают своим детям. (Я упомянул ген, отвечающий за чтение, словно он уже выделен и помечен крестиком. На самом деле, это не так, но обещаю вам, что не пройдет и десяти лет, как мы его найдем.)

Дислексия, проблемы с учебой в СДВГ гораздо чаще встречаются у приемных детей и детей, переданных на воспитание.Если хорошенько поразмыслить, можно найти этому факту вполне логичное обоснование. Сама ситуация способна негативно влиять на успеваемость такого ребенка и его самооценку. Если мы правы в том, что дислексия, СДВГ и подобные им расстройства носят наследственный характер, то необдуманный подход страдающих СДВГ к вопросу зачатия — как следствие их импульсивности и слабых способностей к планированию — может привести к появлению на свет детей с такими же проблемами. Они с большей вероятностью могут сказаться на воспитании в чужой семье, поскольку трудности с учебой, которые испытывали их родители, подразумевают низкий уровень полученных ими знаний, что увеличивает их шансы оказаться в кризисной ситуации, которая лишит их возможности содержать семью.

В наших генах информация о характере, способностях, речевых навыках и поведении сплетена в один клубок. Когда я указываю родителям на первоисточник проблемы их ребенка, они бывают просто ошеломлены. Если бы кто-нибудь из них занимался коневодством, то они бы более серьезно подошли к вопросу зачатия, только, в отличие от лошадей, в случае с людьми это нужно делать во имя любви.

Выявление слабых навыков

Для того чтобы уметь читать, человеку необходимо приобрести ряд специальных навыков. Мы должны уметь с первого взгляда распознавать форму знакомого нам слова либо разбивать на составляющие те слова, которые нам не знакомы. Мы должны знать правила чтения и исключения из этих правил. Правильно выстроить интонацию, опираясь на уже прочитанные слова и контекст. Наконец, мы связываем «расшифрованные» слова с тем смыслом, который они передают.

Самым простым способом оценить, насколько у ребенка все в порядке с чтением, является проверка его навыка распознавания знакомых слов (восприятия зрительного образа слова) и умения разбивать незнакомые слова на звуки (фонематической грамотности). Мы можем проверить восприятие зрительного образа, попросив ребенка прочесть слова, написание которых не передает их звучание, например, таких, как «сегодня» (сиводня), «молоко» (малако) или «еж» (йош). Проверить его фонематическую грамотность нам помогут выдуманные слова, например, «переторока», которое легко раскладывается на составляющие, но из-за того, что раньше оно нам не встречалось, мы его не узнаем.

Случается, что у ребенка со слабыми навыками чтения хорошо развито зрительное восприятие, и он читает вполне сносно, пока не приходится разбивать слова на составляющие и учить правила чтения. Бывает и так, что ребенок вроде бы читает вполне сносно, но это стоит ему таких колоссальных усилий, что уловить смысл прочитанного он уже просто не в состоянии.

Отставание в развитии

Дети могут развиваться быстрее или медленнее нормы, однако часто это ни о чем не свидетельствует. Если у Джона отмечаются временные трудности с обучением плаванию или езде на велосипеде, это еще не значит, что он не сможет стать олимпийским чемпионом по плаванию или чемпионом мира по велогонкам. Позднее развитие способности читать также далеко не всегда представляет собой существенную проблему — нередко с возрастом и в результате активной работы с учителями дислексия проходит бесследно. Однако если вас беспокоит та или иная особенность развития вашего ребенка, всегда обращайтесь к специалистам.

Развитие в ребенке любви к чтению

Помните, что не стоит сломя голову бежать к специалистам: многое вы можете сделать и сами. Независимо от того, хорошо или плохо читает ваш ребенок, как можно больше читайте книги вместе с ним. Если ребенок читает медленно и плохо, поступайте следующим образом: сначала некий отрывок текста прочитываете вы, затем «право хода» переходит к ребенку, и так далее. Подбирайте интересные для ребенка, но при этом довольно простые книги. Перед тем, как перевернуть страницу, спросите ребенка, что, по его мнению, произойдет дальше. Читайте как можно больше, следует также иногда перечитывать пройденный материал.

Если у вашего ребенка дислексия в тяжелой форме, можно приобретать для него так называемые «говорящие книги» — книги со звуковым сопровождением — однако в первые школьные годы злоупотреблять этим не стоит.

Вашей целью должно стать развитие интереса ребенка к печатному слову взамен привычки постоянно смотреть телепрограммы и видеофильмы — ведь это времяпрепровождение в каком-то смысле можно сравнить с кормлением ребенка «с ложечки». При чтении хорошей книги у ребенка начинает работать фантазия, в его воображении появляются красочные картины и яркие персонажи — даже работа режиссера художественного фильма не может быть более интересной.

Работа с детьми, страдающими дислексией

Если вас в том или ином смысле беспокоит развитие навыков чтения вашего ребенка, не затягивайте обсуждение этого вопроса с классным руководителем. В том случае, если учителя также волнуют способности вашего ребенка, стоит обратиться к школьному психологу. В базовый тест входят: выявление уровня общей обучаемости, оценка степени развития дислексии и выявление области наиболее сильного отставания от нормы — например, это может быть фонематическая грамотность, визуальное узнавание слов, понимание прочитанного или скорость чтения. После этого психолог начинает усиленно работать с ребенком, причем основное внимание уделяется именно «слабым местам».

Школа может порекомендовать вам нанять специального репетитора или обратиться в одну из специальных организаций, занимающихся предоставлением помощи родителям. Так как чаще всего дислексия проявляется в неспособности обратить визуальные символы в средства языка, довольно часто ребенку требуется помощь логопеда. На это может потребоваться много времени и средств, однако методы обучения, используемые в логопедии, нередко приводят к неплохим результатам.

Независимо от того лечения и метода который вы используете, не перегибайте палку — помните, что вы имеете дело с детской психикой, и что чрезмерное сосредоточение внимания на слабостях ребенка может вызвать у него стресс и чувство неудовольствия. Я встречал родителей, набрасывающихся на дислексию с пылом боксера-новичка и ожидающих, что уже через несколько месяцев все будет в порядке. Однако на самом деле дислексия в тяжелой форме плохо поддается лечению, и чрезмерный оптимизм может через некоторое время смениться полным разочарованием.

Кроме того, если традиционные методы кажутся родителям слишком медленными, они часто обращают взор в другую сторону: глазная гимнастика, цветные линзы, стимуляция центров равновесия, интеграция сенсорной и двигательной активности, витамин В6, экстракт примулы и рыбий жир — некоторые родители считают, что для лечения дислексии все средства хороши. Разные источники предлагают те или иные методы лечения в качестве панацеи от всех болезней, и родители часто попадаются на эту удочку, однако научные исследования довольно редко подтверждают все эти утверждения. Иногда ребенку помогает использование цветных линз, однако это происходит весьма редко. Желательно для устранения проблем с обучаемостью, связанных с языком, использовать именно языковые методы лечения—то есть обратиться к логопеду.

1 комментарий

  1. Татьяна Гогуадзе

    ДИСЛЕКСИЯ — это НЕ причина по которой ваш ребёнок с трудом овладевает техникой чтения или безграмотно пишет.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>