Главная » Воспитание » Дети вундеркинды — основы воспитания

Дети вундеркинды — основы воспитания

Дети вундеркинды были во все времена, но в конце XX века восторг вокруг этой категории детей немного поутих, хотя интерес к ним остается неизменным. Это следствие научно-технического прогресса, достижений в области образования в наиболее широком понимании этого слова. В наше время каждому ребенку — а не каким-то особым детям — предоставлено исключительные возможности интеллектуального, творческого и физического развития. Никого не удивляет, что дети уже в начальной школе овладевают элементы алгебры, с успехом снимаются в кино, демонстрируют головокружительную мастерство в спорте … Кино и телевидения приносят малышу разнообразную информацию, достаточно причудливо оседает и систематизируется в его голове.

Когда укладываются бурные эмоции, сопровождающие открытие юного таланта, взрослых начинают одолевать сомнения: возможно они ошиблись или слишком преувеличили способности ребенка? Признаем, что для подобных сомнений не-редко есть немало оснований. Нельзя спешить с выводами относительно детской одаренности.

Бывает, взволнованные родители атакуют психологов: у вас же, наверное, есть тесты (некоторые родители, которые понимают в научно-популярной литературе, прямо указывают на имена Айзенка, Векслера, Бине-Термена и других специалистов по детской психологии), вот и примените их , скажите, что будет с талантом моего ребенка. Некоторые, не претендуя на получение психологического пророчества, просят: скажите просто, одаренный он или это нам только показалось? Следует отметить с полной откровенностью, что никакие тесты не скажут об одаренности малыша больше, чем повседневное и систематическое наблюдение за ним. Даже, что вероятнее, скажут меньше. Пройденные тесты на одаренность свидетельствуют лишь о наличии соответствующих умений, а не о возможности приобретения и развития других знаний и умений, они не определяют главного в способностях — динамики их развития.

Однако допустим, что сомнения позади, авторитеты и время свидетельствуют: так, ребенок одарен. И для взрослых начинаются новые страдания, связанные с их новой установкой на одаренность малыша. Бурное развитие способностей ребенка пугает иногда едва ли не больше, чем отставание в развитии. Взрослые боятся нагружать малыша.

Надо сказать, что опасность перегрузки обычно сильно преувеличивают. На решение тех задач, которые ставят перед собой дети, у одаренного ребенка тратится гораздо меньше сил, чем у обычного. Поэтому не будем прикладывать к такому малышу обычную мерку. Однако есть другая опасность, о которой стоит подумать. Эта опасность связана с объективной закономерностью — неравномерностью психологического развития. Дело в том, что интеллектуальная, практическая, моральная, эмоциональная и другие сферы формируются синхронно. Обгоняя своих сверстников в чем то одном, дети вундеркинды обычно отстают от них в чем то другом. Ребенок (даже если он и сверх-одаренный) все-таки остается ребенком. Это означает, что он должен получать необходимую для его повышенной потребности в деятельности творческую работу и должны быть созданы все условия для её выполнения. В этом его нельзя ограничивать. Но нельзя и подгонять, искусственно подталкивать умственное развитие малыша, стремиться, чтобы он обгонял свой возраст. И не потому нельзя, что его головка не выдержит, а потому, что развитие личности в этом случае существенно затрудняют заостренные противоречия между ее составляющими, которые развиваются неравномерно.

Если вы имеете дело с юным дарованием, тогда на первый план нужно выдвигать не вопросы о триумфе и его превосходства над остальными, а для Вас в первую очередь стоит задача формировать его личность. Опасность заключается в том, что, интеллектуально выйдя из мира детства, одарённый ребенок из-за незрелости своей моральной и эмоциональной сфер не сможет найти себе место в мире взрослых. Противоречия его развития способны вызвать конфликты и взрывы.

И страшная опасность для одаренного ребенка заключается в осознании своей исключительности, в эгоистическом пренебрежении к «обычным людям», даже родных или сверстников. Создавая условия для развития способностей малыша, надо особенно внимательно относиться к формированию его потребности быть в коллективе. Важно добиться осознания им того факта, что ему не дает право его исключительные способности ставить повышенные требования к людям вокруг, сколько дают больше прав последним (в первую очередь родителям и учителям) к повышенным требованиям к нему. Когда у малыша сложится соответствующая психологическая установка, если он поймет, что его одаренность дает ему не особые права, а обязанности, тогда есть все шансы на нормальное развитие личности.

Раннее проявление ярких способностей и талантов ребенка — испытание для всего семейства. И в первую очередь для самого малыша. Помогите ему развиваться и комфортно жить в обществе.

Не пропустите вундеркинда! У каждого ребенка есть свои, только ему присущие черты, которые распознают в раннем возрасте. Родители должны скрытые способности и задатки малыша заметить и развить

Мы уже говорили о том, что  дети вундеркинды должны жить разнообразной, полноценной жизнью, уметь и любить играть со сверстниками, заботиться о близких.

 

Тест для определения одаренности Вашего ребенка

Авторы, американские специалисты Ф. Татл, Л. Беккер, советуют водить анкетирование с обоими родителями (отцом и матерью) но отдельно:

1. Мой ребенок живой, инициативный, подвижный.

2. Его интересы и увлечения довольно постоянны.

3. Его заинтересованность уравновешена.

4. По сравнению со сверстниками проявляет интерес (активно выраженный) к искусству, литературе, спорту, природе, моделированию, технике (подчеркнуть или дописать).

5. Имеет не более двух друзей (постоянных), причем старше него.

6. Его интересует все загадочное, таинственное, даже совсем не понятное.

7. Любит много спрашивать, настойчив в достижении подробных ответов.

8. Речь ребенка развита, он имеет большой запас слов, хорошо понимает их и умело использует.

9. Преимущественно пытается найти самостоятельное решение в различных ситуациях и обстоятельствах.

10. Не удовлетворяется поверхностными объяснениями и такими же ответами на свои многочисленные вопросы.

11. Преимущественно пытается придерживаться собственного мнения на те или иные действия, явления, несмотря ни на какие обстоятельства или обещания.

12. Обязательно (всегда) реагирует на все новое.

13. Начатое дело всегда старается довести до конца.

14. В общении отстаивает свое мнение, не хочет признавать общепринятые взгляды.

15. В непредвиденных и сложных ситуациях берет на себя роль лидера.

16. Имеет заметную склонность к какому-либо виду деятельности или предмета (группы предметов: игрушек, книг и т.д.).

17. Настойчивый, упрямый, решительный в достижении желаемой цели.

18. Обнаруживает неприкрытую потребность в поддержке взрослых.

19. Легко находит и всегда довольно много друзей.

20. Ставит много вопросов, преимущественно из круга своих увлечений и интересов.

21. Посторонним кажется что он старше своего возраста.

22. Нередко обнаруживает черты эгоизма или даже беспричинной агрессии.

23. Знает, чего он стоит, свое призвание (в рамках возрастных особенностей).

24. Легко и часто отвлекается и оставляет начатое дело (занятия, игру и т.д.).

25. Почти одинаково интересуется гуманитарными и техническими вопросами.

Итог: если на вопрос 1, 6, 12, 18 и 24 вы ответили «да», ваш ребенок в основном способен. При отрицательных ответах на вопрос 18, 24 запишите ответы на вопросы 2, 6, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 19, 20, 22. Если везде будет «да», есть серьезные основания предполагать, что ребенок по-настоящему одаренный. Если и на остальные вопросы — 4, 5, 8, 9, 14, 15, 21, 23, 25 — ответы положительные, это может свидетельствовать о наличии яркой одаренности, даже таланта. Вполне понятно, что результаты только одной анкеты говорят лишь о первых предположениях. Для заключительного «диагноза» нужны дополнительные «обследование».

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

return_links(); ?>